Песнь древа
Режиссер Айбек Дайырбеков представляет свой фильм «Расплата».
У древних тюрков дерево - это символ жизни, это тотем матери, прародительницы всех людей, племен и народов. Не случайно к старому большому дереву часто приходит Дарийка, мать двоих сыновей, которая как никто другой в этой местности ощущает сакральность святого места Мазара. Старое дерево с ленточками и кусочками ткани на ветвях, которые хранят тайны многих поколений, является центром вселенной людей, которые счастливо и беззаботно живут в юртах, поют жизнеутверждающие песни, женятся, рожают детей и не задумываются, что все в одночасье может измениться.
Приступая к созданию своего фильма «Расплата» режиссер-постановщик Айбек Дайырбеков рассказал, что по стилистике его творение будет напоминать такие музыкальные фильмы, как «Танцующая в темноте», «Стиляги», «Отверженные». Но при этом сама музыкальная составляющая будет выдержана в традициях восточного песенного фольклора.
Замысел данного дерзкого проекта у Айбека Дайырбекова возник давно. Уроженец Кочкорского района Нарынской области Кыргызстана, он с раннего детства впитал много драматических легенд своего родного края, многие из которых имеют прямое отношение к его роду. Проект фильма «Расплата» базируется на нравственно-этическом начале кыргызского мироустройства.
В основе сюжета фильма - реальные события, происходившие в восемнадцатом веке среди гор Тянь-Шаня, когда люди жили согласно непоколебимым законам жизни, установленными предками в стародавние времена.
Либретто развивается по всем законам большого вокально-драматического произведения.
Автор обозначает четыре основные картины: «Райское время», «Рождение хаоса», «Борьба с хаосом», «Возрождение».
В первой картине люди наслаждаются жизнью, у них все хорошо, бай Базарбай выдает замуж старшую дочь за богатого жениха. У Базарбая есть и младшая дочь Бегимай, которая дружит с Эсеном, младшим сыном вдовы Дарийки, уважаемой женщины в селении, которая, правда, не богата.
Хаос в райском месте возникает после пропажи статусной части конины – уча, которую варили для почетных гостей предстоящего тоя.
«Кочкор – суровый край, - рассказывает Дайырбеков, - где деревья сами по себе не растут, и найти дрова - большая проблема. Поэтому в ходу всегда была жива поговорка «Если собрался жениться, запасись дровами».
После пропажи мяса, нужно было начинать варить «уча» другого коня. Но дрова закончились. «А для устроителя тоя позор, если он гостей не угощает мясом. Когда Базарбаю доложили, что дров больше нет, то он настолько разозлился, что приказал срубить старое священное дерево Мазар, которое было одно на всю округу», - рассказал Айбек Дайырбеков о сути одного конфликта, порождающего хаос среди мирно живущих людей.
В период хаоса люди ненавидят друг друга, они убивают старшего сына Дарийки – Асана, Эсен вынужден покинуть родину, он разлучен с любимой девушкой. Но случайная встреча с одиноким охотником становится для него поворотной. С охотником молодой джигит проходит азы бойцовской подготовки, суровый на первый взгляд отшельник становится гуру для молодого человека.
В период, казалось бы, непрекращающегося хаоса поражение терпят многие, но больше других страдают пришельцы, которым во все времена было трудно обустроиться на новом месте. Глава пришельцев Базарбай, несмотря на статусное положение бая, вынужден вместе с сородичами покинуть обжитое место. Но и на новом месте ему и его родне трудно завоевать место под солнцем.
Айбек Дайырбеков рассказывает: «В основе фильма – история моей прабабушки казашки, поэтому я пригласил на роль Бегимай замечательную казахскую актрису Салтанат Бакаеву. Несколько семей прибыло из Казахстана в Кыргызстан, им было очень трудно устроиться на новом месте. В одном из тоев случайно убили сына бая соседнего села. Тогда жители другого села потребовали, чтобы была выплачена дань, но не скотом, как обычно, а головой другого человека, ибо убитый был из статусной семьи. И один аксакал из пришлых казахов, которым было трудно прижиться на кыргызских землях, решил принести себя в жертву, только, чтобы его сородичи смогли дальше мирно жить среди кыргызов».
В фильме этот аксакал стал прототипом трагического образа Базарбая, которого блестяще сыграл известный кыргызский артист Темирлан Сманбеков.
Дайырбеков с 2011 года разрабатывал сюжет своего фильма, и для него было важно понять, как действует на людей кара священного Мазара?
«Долго думал, как выразить это художественными образами и средствами. И вдруг понял, что это все легче передать через музыку и песни, нежели спецэффектами», - отметил Айбек Дайырбеков.
Гульбара Толомушова
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий