Блуждающие в Якутии
В казахстанском прокате стартует фильм «Заблудившиеся». Наверняка, вы вспомните одноименную картину Акана Сатаева, затем ассоциативные предположения прекратятся, и вы подумаете, что это очередной отечественный фильм. Спешим поделиться несколькими удивительными фактами, идущими вразрез с преждевременными мнениями. Во-первых, фильм снят якутскими кинематографистами: начиная от автора сценария и режиссера (Алексей Амбросьев-мл), продюсера (Яна Байгожаева), заканчивая бригадой техников-осветителей. Произведение создано без господдержки и больших финансовых капиталовложений, только с помощью энтузиазма самих создателей ленты. Во-вторых, этот фильм – первое якутское кинематографическое произведение, которое выходит в прокате в Казахстане. Столь редкое явление уже поднимает ценностный уровень фильма среди картин, которые нужно посмотреть каждому уважающему себя киноману или кинолюбителю редких экзотических фильмов. И в-третьих, тема уже интригует, ведь она про выживание.
Реальное и художественное
История фильма основана на реальных событиях и повествует об инциденте, случившимся в 2002 году в Верхоянских лесах, находящихся в Якутии. Благодаря роковым обстоятельствам, двое парней теряются в тайге. Они блуждают по бесконечным лесам и горам около двух месяцев. Но несмотря на голод, холод и обилие хищников в лесах, они спасаются и благополучно добираются до людского поселения. Фильм рассказывает эту интригующую историю, конечно, разбавляя ее художественными приемами. В кинокартине парней зовут Токе и Уйгуну.
Токе из неблагополучной семьи, его мать и отец умерли, когда он был маленьким и теперь живет только с бабушкой. Он - суровый, немногословный, окрепший жизненными испытаниями. Уйгуну полная ему противоположность: избалованное дитя, ничего не делающее и не ценящее жизнь и простые радости. Токе подрабатывает, помогая по хозяйству семейству Уйгуну и любит его сестру. Однажды юноши идут на рыбалку. Ночью на них нападает медведь, заставляя убежать в неизвестном направлении. Спасая жизнь, парни падают в овраг и теряют сознание. А утром оказываются в самом центре страны, окруженные бесконечными лесами, простирающимися на сотни километров по всем направлениям. Тут-то и начинается история выживания. Как герои оказались среди бесконечной тайги, пробежав всего несколько минут? Ответ остается на совести режиссера.
Фильм не выдерживает никакой критики. Он сделан настолько плохо, фальшиво, и наивно, что к концу даже обладает специфическим обаянием. Парадоксально, но это так: картина в своей плохо сделанной линии идет до конца, обретая ноту фальшивости с самого первого кадра, и сохраняет данное свойство до появления финальных титров. Фальшиво в фильме все. Может быть доподлинные герои и блуждали два месяца, но режиссер, посчитав это скучным, добавляет к похождениям множество дешевых сценарных и художественных приемов.
Первое, что бросается в глаза (в плохом смысле этого слова): все, что сложно сделать на съёмочной площадке, достигнуто при использовании компьютерных эффектов. Нападающий на главных героев медведь, природные явления, вроде дождя и снега, даже муравьи на заборе – все творение рук человеческих в монтажной программе. Но это ладно, сейчас почти половина производящихся фильмов дополняется спецэффектами. Вся проблема в том, что сделаны эффекты плохо. На уровне индийских или нигерийских фильмов. Ситуацию все-таки можно понять. Создатели ленты в интервью утверждали, что бюджет был мизерный. Но лучше не снимать такие сцены, нежели их снимать и предоставлять вниманию зрителей. Лучше менять сценарий, делать акцент на других вещах. Второе, что скрежет душу при просмотре – актерская игра. Исполнители главных ролей, актер академического театра Илья Портнягин (Уйгуну) и телеведущий Данил Осипов (Тока) стараются, пытаются показать боль физическую и моральную изо всех сил (даже волосы их к концу фильма отрастают), но все-таки они не выдающиеся артисты и играют по стандарту провинциальных театров: где-то нормально, где нужно - переигрывают, а в самых драматических сценах не доигрывают. Проникновенно дрожат при холоде, мученически изнывают в жару, каждую секунду отмахиваются от бесчисленных комаров – все нормально, по стандарту. Третье и самое плохое в фильме то, что у режиссера нет вкуса. В картине нет тонких материй, изящности, интересных режиссерских решений, вкусовых находок, работы с реквизитом, камерой. Нет деталей, из которых состоит кино. Режиссер педалирует во всем, не сохраняет общепринятые пропорции. Временами выжимает из зрителя слезы, показывая грустные лица родственников затерявшихся парней, временами, когда история провисает, пускает в ход мистические мотивы, вытаскивая на обозрение призраков, лесных духов и рассказывая сквозь уста актеров философию природы и ее значимость.
Наивное и серьезное
Продюсеры пустили ленту в прокат по всем странам СНГ, так как посчитали лучшим за последние годы творением якутского кинематографа. Рискнули, так сказать. Как отметила продюсер фильма Яна Байгожаева в одном из интервью, кинематограф Республики Саха (Якутия) переживает свой бум. Люди толпами ходят на фильмы, кинопродукты страны окупаются в несколько раз, важнейшее из искусств развивается большими темпами. И венец этого прогресса - фильм «Заблудившиеся».
Неужели жители Якутии настолько наивны? Неужели они воспринимает фильм всерьез? Не дожидаясь ответа зрителей, рискну: и ведь воспринимают. Киношники серьезно снимают, зрители серьезно смотрят. Хотя воспринимать фильм совершенно невозможно. Чтобы убедиться или опровергнуть мое предположение, можете посетить кинотеатр. Формально фильм драматический, и по идее зрители должны сопереживать, плакать, грустить, или, по крайней мере, бояться. Но никак не смеяться. Однако, смеются. Наши зрители - точно. Может быть мы настолько циничны и такие выживания для нас уже норма? Так или иначе, на протяжении всего фильма чувствуется совершенно детская наивность во взгляде на мир, в мироощущении не только создателей фильма, но и самих якутов.
Рядом с такими картинами наши продукты кинематографа источают чистую ненависть, желчь и цинизм. Пропитаны болью и страданиями.
И слава Богу.
В кино ходил Баглан Кудайберлиев
Редакция кинопортала «Бродвей» благодарит за приглашение на предпоказ фильма «Заблудившиеся» холдинг «Меломан» и сеть кинотеатров Chaplin
Cinemas.
Оцените рецензию
2 комментария
, чтобы оставить комментарий
Ербулат Байгожаев
28 мая 2016, 18:23Для детско-подроскового зрителья полно пдходящее фильм,
Ербулат Байгожаев
28 мая 2016, 18:25Для детско-подроскового зрителья полно подходящее фильм,