Современное немецкое кино – пора знакомиться
У простых среднестатистических зрителей с кинематографом других стран есть свои определенные ассоциации. Например, итальянское кино – это страсть, спагетти, мафия. Французское кино – романтика, искрометный юмор, Эйфелева башня. А какие ассоциации навевает современный немецкий кинематограф? Большинству наверняка на ум придут фильмы с участием Тиля Швайгера (всемирно известного немецкого актера), «кино для взрослых» и фашизм. Все перечисленное – не что иное, как стеретиотипы, не позволяющие людям мыслить шире и адекватно подходить к просмотру фильмов. Лично мне через призму всех шаблонных мнений удалось разглядеть в немецком кинематографе нечто большее.
А какие у Вас складываются представления о современном немецком кино? С помощью этой статьи я постараюсь познакомить Вас с ним чуть ближе, побудить к новым интересным просмотрам, и, надеюсь, Вы сумеете открыть для себя новый самобытный мир.
Кадр «Достучаться до небес»
Сегодня немецкое кино незаслуженно замалчивается прокатом и редко находит место в сетке телевизионного эфира. В силу укоренившихся стереотипов, зритель не ожидает, что будет искренне доволен и не пожалеет о потраченном на фильм времени. Однако заблуждение тут же развеивается, как только начинаешь смотреть фильмы, о которых я упомяну ниже, - самобытные, ненавязчивые, не пафосные. Кино реальное, деликатное, но в то же время «непричесанное» и дерзкое. Благодаря кинематографу люди узнают много о стране, о людях, о нравах, о ментальности, о национальных особенностях любви, дружбы и быта. За последние 20 лет талантливые режиссеры и целая плеяда молодых интересных актеров создали немало «тихих» шедевров, которые достойны более широкого внимания и обширной аудитории. Популяризация немецкого кино – дело благородное и благодарное. Немецкое кинематографическое сообщество как бы ожидает за кулисами своего выхода, то и дело, уступая место кассовым бестселлерам Голливуда, Франции, Италии. В своей книге «О Берлинской школе. Тихая революция в европейском кино» российский кинокритик Михаил Ратгауз написал: «В 1998-м, на заре нового расцвета, французские прокатчики «Беги, Лола, беги» пытались скрыть от зрителя убийственный с точки зрения маркетинга факт, что фильм немецкий». А ведь именно этот фильм можно считать точкой отсчета современного немецкого кино.
Кадр «В лабиринте молчания»
Современная кинотека Германии представлена сильными драмами («Достучаться до небес» (1997г.), «Беги, если сможешь» (2009г.), «Четыре минуты» (2006г.), «В лабиринте молчания» (2014г.), «Мёд в голове» (2014г.), «Винсент хочет к морю» (2010г.)), лентами, насыщенными специфическим национальным юмором («Дружба!» (2009г.), «Запутались в любви» (2008г.), «На колесах» (2006г.), «Приятель» (2013г.)), а также фильмами, позволяющими погружаться в глубины непознанной человеческой психологии («Простые сложности Нико Фишера» (2012г.), «Невидимая» (2011г.), «Тариф на лунный свет» (2001г.)).
Фестивальный формат прослеживается в большинстве картин, хотя темы раскрываются интересные, новые и доходчиво экранизируются мастерами своего дела. Это кино напрочь лишено театральности и пафоса, излишней утрированности и гиперболизации. Кто, если не немцы расскажут правдивую историю о той эпохе, когда Германию без наркоза разрубили Берлинской стеной. Именно из их фильмов, таких как: «Жизнь других» (2006г.), «Солнечная аллея» (1999г.), «Любовь за стеной» (2009г.), «В море!» (2012г.), «Берлинский блюз» (2003г.), «Дитя ноября» (2008 г.), мы узнаем то, о чем и не подозревали. Эта стена, словно бульдозером, прошлась по судьбам многих. Различные ситуации и сюжетные переплетения очень правдоподобны, так как исходят из первых уст, от тех, кто реально это пережил. Под гнетом незримого Штази ломались судьбы, закалялись личности, устремленные к свободе и естественному человеческому счастью.
Кадр «Невидимая»
Сегодняшняя Германия не сходит с новостных полос в основном из-за проблем с мигрантами. Но уже задолго до этого немецкий кинематограф серьезно начал освещать вопросы адаптации и интеграции мигрантов в европейское общество. Проблемы темы хорошо проиллюстрированы в фильмах: «Алмания - Добро пожаловать в Германию» (2011г.), «Чужая» (2010г.), «Головой о стену» (2003г.), «Я нормально супер гуд» (2012г.) и многих других.
Том Тыквер, Фатих Акин, Бора Дагтекин, Дитрих Брюггеманн, Денис Ганзель, Леандер Хауссман, Оливер Хиршбигель, Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, Кристиан Петцольд, Каролина Линк, Оливер Цигенбальг – это далеко не полный список фамилий немецких режиссеров, на которых определенно стоит обратить свое внимание. Эти люди нашли свое призвание в абсолютно разных жанрах и форматах, но их всех объединяет неординарность, умение снимать качественное кино и любовь к зрителю. Сложно перечислить всех талантливых актеров, украшающих кинематограф, потому как их слишком много.
Кадр «Солнечная аллея»
Чтобы узнать о стране, о её народе - недостаточно посмотреть туристические обзоры, пролистать красивые фото. Именно кино дает истинную картину жизни народа, дает возможность понять, открыть что-то неожиданно новое и приятное.
Народы Казахстана и Германии должны больше узнавать друг о друге, общаться и, конечно, обмениваться культурами, в том числе и кинематографом. Популяризация немецкого современного кино на постсоветском и зарубежном пространстве на протяжении нескольких лет стала для меня больше, чем увлечение или хобби. Поэтому в 2012 году мною было создано интернет-сообщество «Германия> Кино», модератором, публицистом и переводчиком которого я являюсь по сей день. Оно предназначено для любителей и начинающих зрителей немецкого кино, и включает обширную информацию по рубрикам (новинки кино, режиссеры, актеры, сортировка по жанрам, опросы и многое другое). На сегодняшний день сообщество насчитывает 2800 участников. Присоединяйтесь!
Список используемой литературы:
1. Михаил Ратгауз «О Берлинской школе. Тихая революция в европейском кино». – М., 2014.
2. Сайт: http://www.kinopoisk.ru
Карина Шестерина
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий