È

Уроки хозяев, или Маразм крепчал

Уроки хозяев, или Маразм крепчал

Напомню, что министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы объяснил свой список позорящих фильмов, который он озвучил ранее. С этим заявлением ознакомились почти все казахстанские кинематографисты. Однако сделать выводы из заявления министра весьма затруднительно, так как оно изобилует словесными пассажами, которые, видимо, понятны только министрам, но непонятны простому народу нашей окаянной страны. Министр то хвалит Ержанова и Байгазина, то бранит их фильмы, утверждая, что «когда снимается фильм, который показывает ничтожные человеческие качества, конечно, вызывает возмущение» (формулировка автора сохранена). Также глава культуры заявляет, что «фильмы не получали Гран-при за высокое художество», но ведь фильмы Ержанова все-таки удостаивались главных кинонаград на нескольких международных кинофестивалях, а фильм Эмира Байгазина «Уроки гармонии» получил своего «Серебряного медведя» именно «за выдающиеся художественные достижения». И это только несколько примеров всего лишь одного заявления.

Общий смысл месседжа верховного «просветителя» заключается в том, чтобы отечественные режиссеры показывали страну с благоприятной и, так сказать, экспозиционной стороны, а не с плохой, как якобы делают вышесказанные режиссеры. Но всякий здравомыслящий человек вам скажет, что сначала нужно поднять социальный, экономический, культурный уровень страны, и такие фильмы сами исчезнут. По крайней мере, на такие темы сложно будет говорить и делать на них упор, ведь нечасто встретишь «норвежскую чернуху» или «швейцарское социальное кино».

С каждым выступлением (будь то пресс-коференция насчет черной дыры под названием «Казах ели» или прочие культурные мероприятия) слова казахского «Прометея» приобретают такую концентрацию глупости и абсурдности, что временами подумываешь, а не попал ли ты на просмотр новой картины Адильхана Ержанова? Или, быть может, министр пародирует фильм Байгазина, показывая свои уроки гармонии? Однако ж, ученики – вундеркинды и, как минимум, более адекватны, чем сам учитель. Логику главного «культурного» человека страны понять можно, если он избрал концепцию «содержание – ничто, форма – все». Форма, где к власти противопоставляется художник, ещё в прошлом веке передали нам наши советские братья, у которых эта тема существует испокон веков. Да и тема борьбы с заокеанскими капиталистами с их вездесущими грантами тоже от них унаследовано. Но и тут провал. Наши даже критиковать и гонять не умеют. Общий спад профессионализма, наблюдаемый в последнее время по всей стране, задел и эту сферу. Сила воздействия слабая и ответственности нет. Так и хочется ответить на фразу: «на международных кинофестивалях они представляют не себя, а Казахстан», что господин министр тоже представляет не себя, а культуру Казахстана. В этом смысле министр – отличная лакмусовая бумажка, показывающая уровень наших властителей. С другой стороны понятно, что мы хотим подражать России, вот и Арыстанбек Мухамедиулы хочет подражать министру культуры России Мединскому, который кидает запреты и отказы налево и направо, как гром и молнию. Но не получается, масштаб не тот. Да и приказа сверху же не поступало, а «наши» без главного приказа не осмелятся сделать что-то во всю силу, ведь инициатива наказуема! Опять же осмелюсь предположить, что такого приказа и не будет, ведь им не до кино и не до культуры вообще. Так что отечественным кинематографистам не стоит волноваться, если таковые волнения имелись. Однако, как говорит министр «просвещения»: «есть две стороны медали, нужно быть внимательными». Действительно, во всем этом есть плюсы. Выступления с точки зрения рекламы – идеальная PR-кампания: в Сибирь не посылают, но привлекают внимание. Забвение для художника хуже, чем наказание. Это знают все, будь то Солженицын, Бродский или Ержанов. Видимо, оттого он и подогревает ситуацию, делая заявления и кидая свой «мячик» в обратную сторону. Но все это – суета сует. Забывается самое главное – чиновники приходят и уходят, а люди искусства остаются на века. Режиссеры не могут уйти на пенсию, потому что кино – это жизнь. А чиновники могут и уйдут. Хотя, за Арыстанбека Мухамедиулы я не переживаю, потому что министр в некоторой степени тоже творческий человек: поет и стихи сочиняет. И, наверное, на пенсии будет выступать и гастролировать. Может даже попадет на самое престижное место для выступления – «Сковент Гарден»! (произношение автора сохранено).

Текст: Баглан Кудайберлиев

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

16 Декабря, 2014

14 фильмов 2014 года

Небольшой обзор

Виталий

Казахстанское кино

22 Февраля, 2016

The Guardian опубликовал материал о казахстанском кинематографе

Британский журнал написал статью о пяти казахстанских режиссёрах

Aidana Mamayeva

Казахстанское кино

25 Января, 2016

«Чуму в ауле Каратас» сняли за 7 месяцев

Казахстанская премьера фильма «Чума в ауле Каратас» вероятно пройдёт весной этого года.

Aidana Mamayeva

Казахстанское кино

20 Декабря, 2013

13 фильмов 2013 года

2013 год уже подходит к концу и пришло время подвести итоги. Сегодня мы публикуем подборку казахстанских фильмов, вышедших за этот год.

Виталий

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Владимир Новиков

Актер

Олег Корчиков

Актер

Соломон Шустер

Режиссер

Иван Бортник

Актер

Юрий Богатырев

Актер

Дарья Михайлова

Актер

Кирилл Лавров

Актер

Бруно Фрейндлих

Актер