«Жат», или Дипломная работа о «чуждом»
Будь сильным. Будь человеком.
Не показывай им своих слез! (с)
Узнав о показе ленты Ермека Турсунова «Жат» в рамках кинофестиваля «Евразия», единственном фильме, заинтересовавшем из всей конкурсной программы, решил ознакомиться с ним как можно скорее. Однако, как оказалось, одного желания было мало. В буквальном смысле это была погоня за «Чуждым». Именно так переводится с казахского языка название фильма. Трижды был вынужден уходить из кинотеатра несолоно хлебавши: дважды менялось расписание буквально за пару часов, один раз сеанс вовсе отменили – единственным желающим купить билет был я. Хотелось бы усмотреть в этом провидение, сверхъестественные силы и козни судьбы – так ведь намного романтичней. Однако причина моих неудач – банальна и проста. Отмены и переносы сеансов администрации кинотеатров мотивируют низкой посещаемостью. Вот так. И все же, провожая взглядом толпу людей, идущую на параллельный сеанс фильма «Стажер», я был уверен, что с четвертой попытки дипломная работа Ермека Каримжановича таки будет мной оценена. И оказался прав.
Кино – как известно, помимо всего прочего, прежде всего попытка режиссера рассказать зрителю историю, будь то вымысел, правда или симбиоз первого со вторым. Ермек Турсунов именно это и сделал – «рассказал» одну из таких, которую еще, будучи студентом, написал как дипломную работу. Основана она на реальных событиях. Дорогу осилит идущий – и вот несколько десятков лет спустя эта история была показана на международном кинофестивале в Торонто, Казахстан выдвинул ее на соискание премии «Оскар», фильм стал участником кинофестиваля «Евразия». А «рассказать» Турсунов хотел о событиях, имевших место в промежутке между 30 – 50 годами прошлого века на территории тогдашней Казахской ССР.
Основное впечатление на зрителя в первую очередь оказывают вступительные кадры. Данный фильм с этой задачей справился весьма эффектно. В самом начале показан процесс охоты отца и сына на сусликов. Они заливают одну нору водой и ждут у другой, когда грызун побежит, тем самым попав в силки. Охота демонстрируется достоверно, детально. Причем сразу понимаешь, что делается это не забавы ради – мальчик Ильяс впоследствии поедает мясо свежеприготовленного суслика без особого удовольствия. Иного выбора не имеет ни стар, ни млад – страна голодает, люди гибнут повсеместно. Отец мальчика Едиге объясняет это сыну во время трапезы.
Едиге и Ильяс живут в колхозе «Интернационал» в эпоху коллективизации. Колхоз отдает государству скот, урожай, взамен получая обещания о «светлом будущем» и «возврате сторицей». Ночью сотрудники НКВД приходят за неугодными советской власти субъектами, чтобы последние уже никогда не вернулись домой. Одним из таких становится отец Ильяса. Уходя, Едиге просит сына быть сильным, человечным и не показывать слез. Ильяс, росший без матери, умершей либо при родах, либо от последствий болезней и голода – фильм об этом умалчивает – теперь круглый сирота. Мальчик тяжело переживает утрату и решается бросить вызов системе, обществу, в чем-то - себе. Собрав кое-какие пожитки, главный герой берет под уздцы жеребенка, также сироту (мать-кобылу накануне увел сосед, заведомо зная, что мальчик сопротивления оказать не способен). Так пара сирот становится отшельниками и уходит в горы.
Воздух пропитан безнадежностью. Серые лица – люди тенями бродят меж бараков - это даже не существование. Все смирились. Выживание уже не цель, так, один из рефлексов. Одна картофелина на троих в качестве снеди, и то не всегда. Вороны выклевывают глаза еще не мертвым, но обездвиженным. Кто это? Кто крадется по пятам стариков, детей и взрослых? Смерть. Смерть крадется.
Мальчик - охотник не хуже отца. Живет в пещере, кормится тем, что добыл, собирает меха и шкуры. Обменивает их на ружье, в чем ему помогает старый учитель колхоза. Его главный герой подкармливает мясом, как и семью бывших соседей, периодически спускаясь в аул. Ночью. Неслышимый. Одинокий. В семье соседей осталась Она – любовь детства, маленькая Камшат.
Мальчик растет и крепнет. Он постепенно дичает вне цивилизации. Он помнит отца, чтит его память, приговаривая, будто молитву перед каждым выстрелом на охоте: «бұл әкемнің қолы» (это руки моего отца), перекликаясь в этом со стрелком Роландом из Гилеада: «помнящим имя отца своего и стреляющего сердцем» (из цикла «Темная Башня» Стивена Кинга).
О «диком» Ильясе ходят разные слухи и небылицы. Люди всегда боятся того, чего не понимают. А между тем, он уже мужчина. Грянула Великая Отечественная Война. В стране мобилизация. Друг детства Гани, изредка навещающий Ильяса, зовет последнего на фронт, однако главный герой не «стреляет в людей» и отказывает товарищу, тем самым навсегда перечеркнув былую дружбу. Теперь он дезертир в глазах всего колхоза.
В те моменты, когда появляется желание посмотреть на часы, и не всегда по причине скуки, фильм возвращает внимание зрителя шокирующими кадрами загрызших друг друга волков, психоделическими видениями Ильяса во время болезни и беспамятства, а также уже упомянутым эпизодом с выклевыванием глаз обездвиженного человека.
Ближе к развязке фильма, аккурат в день смерти Сталина, считавшегося мертвым Ильяса, избивают побывавшие на фронте колхозники. Все это делается с такой немыслимой жестокостью, что встает вопрос о том, кто более дик – отшельник или фронтовики. Чудом выживший Ильяс, которого выходил все тот же учитель, теперь пасет скот колхоза, но продолжает жить обособленно. Изгой по собственной воле, он уже не так силен и здоров – сказываются травмы и суровые условия жизни.
Непростая роль в фильме отведена Ерболату Тогузакову . Он предстает в абсолютно новой ипостаси. Пожалуй, даже немного немыслимой. Он - странник, идущий из ниоткуда в никуда. Он, как предвестник бед тащит свою арбу, опираясь на уродливую трость. Интересен образ неназванной седовласой женщины, которую Ильяс приютил, либо сжалившись над спившейся женщиной, либо пытаясь искупить грехи, и те – не свои. Пустой взгляд, ни одной фразы за весь фильм – от нее сквозит безразличием. Ее персонаж в фильме олицетворяет предательство и ложь. Буквально. А вот человеческая подлость сосредоточена в образе продавщицы сельмага, которая вновь и вновь продает Ильясу транзисторные приемники. Ильяс не подозревает о существовании батареек и как только транзистор перестает играть, он покупает новый. Продавщица находит это забавным.
Конец фильма лишь подтверждает факт беспощадности судьбы. Ильяс умирает в своей пещере в полном одиночестве, облачившись в новый костюм, купленный все в том же сельмаге. Немного памятных вещей рядом с бездыханным телом – репродукции картин да кукла, подаренная любимой Камшат в память о себе.
Какие эмоции и чувства переживал Ермек Турсунов в процессе написания этой своей работы и дальнейшего воплощения ее в жизнь, возможно, станет известно из будущих интервью с той лишь оговоркой «если состоятся». Возможно, схожие с теми, что подтолкнули когда-то Достоевского к написанию «Идиота».
Эта картина Ермека Турсунова однозначно оставит след в кинематографе. И это будет не простым «наследил», а «натоптал». А хорошо сие или плохо – решать вам. Истории бывают разными. Слушать умеют все. Вот как удалось «услышать» историю про «чуждое» мне. Спасибо за внимание.
В кино ходил Дастан Удинов Жат
Фото: tursunovfilm.com
Оцените рецензию
Полезная рецензия 0
Ниочем 0
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Болат Кисамбаев
15 августа 2017, 11:12Отлично написано, Дас красава