È

Пять главных режиссеров, изменивших кинематограф

Пять главных режиссеров, изменивших кинематограф

Меня попросили выдать пятерку, на мой взгляд, лучших режиссеров. Это сложно представить, даже если бы я обладал всей полнотой объективного суждения. Однако я могу перечислить тех режиссеров, чье творчество, на мой сугубо личный взгляд, стало ступенью в эволюции киноязыка.

Парадоксально, что почти никто из этих авторов не является режиссером из моей любимой пятерки - но факт в том, что без них кинематограф был бы менее кинематографом. По сути, как и в науке, искусство делится на фундаментальное и прикладное, и приведенные ниже режиссеры относятся к фундаментальному, за исключением последнего. Список составлен в хронологическим порядке.

1. Идут споры о том, кому принадлежат первые открытия в азбуке языка кино, лавры отдаются то Гриффиту, то Мельесу, то Люмьерам, то Лангу. Но для меня, все же, Эйзенштейн. Первая систематизация монтажа, ритма и знаков в кино, научно проведенная и обоснованно изложенная посредством самих фильмов.

Эйзенштейн отказался от фиксации реальности и превратил ее в сырьевой материал для собственной творческой лаборатории.
Стиль Эйзенштейна - это немецкий экспрессионизм, приправленный советским конструктивизмом.

2. Следующий фундаменталист - Хичкок. Не отличающийся особенными открытиями в изображении, он породил кучу терминов, вроде «зума Хичкока», и т. д. Однако, настоящее открытие Хичкока, которое, возможно, корнями уходит в цирковые акробатические трюки, это саспенс. Ожидание, которое важнее итога самого ожидания - в этом и весь фокус его киноязыка, на котором зиждется, в принципе, весь голливудский кинематограф.

3. Все предыдущие режиссеры по большей части искали выражение в сюжете, их стиль неминуемо связан со временем и литературной природой нарратива.

Совсем другую онтологию кино предложил Антониони, который мыслил пространством. Поэзия у Антониони - это красноречие места, все выражение идет посредством визуальных образов и сюжет играет подчиненную роль. На первом плане выступает живопись.

4. Роль монтажа и знаков довел до почти абсурдного совершенства Брессон. Его аскетичность в жизни привела к философскому анализу киноязыка, в котором не должно быть неправды, а значит, эффектов вроде музыки, актерской игры и театральных ухищрений. Кино по Брессону оказалось заводью недосказанности, метонимий и знаков. Только самое нужное оставалось в кадре Брессона, и по примеру литературы, он строил киноязык согласно структуре фраз, созданных монтажными склейками.

Его аскетичное действие, не отвлекающееся ни на что, кроме самого действия, имеет большое влияние даже в тех фильмах, которые совершенно далеки от авторского кино.

5. Ну а пятый режиссер возвращает кино в «подбрюшье» литературы, из которого кинематограф не может вылезти до сих пор. Тарантино виртуозно переделывает сюжеты, вращается во вселенной реминисценций, но, все же, ограничивается драматургической областью. А ведь кино, как когда-то надеялись авангардисты, - искусство, прежде всего изобразительное.

 

Новости по теме: Интервью с Адильханом Ержановым

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Знай в лицо

Александр Роу

Режиссер

Ольга Хачапуридзе

Актер

Сергей Троицкий

Актер

Альберт Филозов

Актер

Андрей Градов

Актер

Николай Аверюшкин

Актер

Владимир Дружников

Актер

Людмила Шагалова

Актер