È

Адильхан Ержанов: «Мы пытаемся создать свой жанр»

Адильхан Ержанов: «Мы пытаемся создать свой жанр»

В Казахстане движение «Партизанское кино» набирает обороты. Только до конца года участники движения завершат четыре картины, среди которых – «Шлагбаум» (призёр международных кинофестивалей) и на очереди «Судебный исполнитель», «Чума в ауле Каратас» и «Свидетель дела №6». Разобраться, что же такое «партизанское» кино и какую цель оно всё-таки ставит перед собой, мне помог один из основателей движения, сценарист и режиссёр Адильхан Ержанов.

Расскажите, пожалуйста, о проектах, над которыми Вы сейчас работаете?

– В данный момент мы работаем над «Свидетелем дела №6». Недавно мы завершили съёмки полнометражных картин «Судебный исполнитель» и «Чума в ауле Каратас» – всё буквально в течение трёх месяцев. Думаю, что до конца года будут готовы все три «партизанские» ленты, также я написал сценарий к фильму «Шлагбаум». В общем, этот год достаточно плодотворный для «партизанского» движения, поскольку в нашем фонде уже четыре киноленты. Думаю, это свидетельствует об энергии, которая концентрируется в нашей молодёжи. Среди нас есть люди, интересующиеся не только деньгами и всем, что связано с ними, это люди идеи, которые всегда двигали миром. За этими ребятами будущее нашего кино.

Вы сценарист практически во всех партизанских фильмах, откуда Вы черпаете идеи, сюжеты?

– В принципе это наша жизнь. Тому, кто немного владеет драматургией, нет ничего сложного из любой истории вытащить сюжет, разбавить его экспозицией, завязкой, кульминацией и развитием событий. Это дело техники. Главное – это идея, ради которой всё и делается. Допустим, я бы мог расписывать коммерческие сюжеты по тем же лекалам, делать интересное и развлекательное кино для масс, зарабатывать деньги таким способом, но у нас другая идея. Она гораздо амбициознее и касается кинематографа в историческом контексте. Наша задача – это поменять кинематограф Казахстана, потому что сейчас отечественное кино, как необработанный огород, здесь нет культивации какого-либо жанра, здесь мы и пытаемся создать этот жанр. Его не придумали и не выделили из голливудских традиций, этот жанр будет присущ только конкретно нашему обществу, нашей земле, нашим реалиям. Опираясь на общество и на традиции нашего общежития, можно создать что-то настоящее. Тот же самый Голливуд, он ведь возник на традициях вестерна, а это по сути американский фольклор, который зародился на устоях слэпстика – это Чаплин, Бастер Китон, в общем зрелище, происходящее на улицах Америки. К этому можно добавить хоррор, который также завязался благодаря переселенцам из Европы, например, Британии. Как ни крути, голливудские жанры внедряются и вживляются только на их почве, напротив, когда их пытается создать француз, то получается посредственно, когда это делают россияне и казахстанцы – это тоже выглядит убого. Это научный факт, любой жанр присущ только определённой среде. Мы, в свою очередь, работаем над этим, ищем некое соотношение между нашим обществом и кинематографом. Все истории, которые возникают в партизанском кино, на самом деле, ведут к одному – появлению нашего жанра, нашего стиля, нашего кино.

О чём Ваш фильм «Чума в ауле Каратас»?

– Это гипотетическая версия того, что было бы, если бы изменения в обществе инициировала сама власть. В социальном жанре мы наблюдаем непременное условие: простой паренёк или житель страдает от несправедливости системы власти, то есть попытка изменить общество всегда рождается из низов. Я подумал, напротив, создать абсолютно честного чиновника, что уже в принципе утопия и иллюзия.

«Чума в ауле Каратас» – история о том, как к власти пришёл молодой идеалист-аким, который хочет изменить жизнь в Каратасе, и что в итоге из этого выходит. Я пытаюсь художественным образом провести эксперимент. Что всё-таки у нас так постно и отстало: власть или население? Возможно, и вовсе нет никакого деления между системой и народом, который в ней живёт. Может быть, всё гораздо глубже, и проблема в самой ментальности.

Вы также работаете над документальным фильмом о казахстанском кинематографе, который снимается по заказу корейского кинофестиваля. Расскажите о нём?

– Мы его уже сняли, думаю, в марте фильм покажут на выборе критиков. Он был презентован в Пуссане и на корейском телевидении. В Казахстане его покажут в рамках киномарафона.

Одно из условий «партизанского» движения – это снять фильм за низкий бюджет?

– Нет. Если рассматривать партизанское кино с этой точки зрения, тогда любое низкобюджетное кино можно назвать «партизанским». Это ошибка. «Партизанское» кино – это, в первую очередь, протестное кино, антибуржуазное, то есть такое кино, которое по форме и по содержанию не стремится к комфорту, повторению пройденного, эксплуатации клише и штампов. Мы считаем, что «партизанское» движение – это кино, которое уже было и во время «новой казахской волны», и во время «новой британской волны», которая также называется «Рассерженные», и во время «американской новой волны», и во время «французской новой волны» – всё это уже было, бунтари, которые поднимали волнение в своём кинематографе. Партизанское кино – именно то кино, которое ищет что-то новое и протестует против конформистских подходов.

Почему партизанские фильмы демонстрируются на фестивалях, но недоступны нашему зрителю?

– Возможно, это проблема не только нашего общества. На самом деле это нормально, что есть прослойка людей, которая имеет свой вкус и изучает сложное кино. Эти люди не развлекаются при помощи кино, а относятся к нему как к искусству. Конечно, процент таких зрителей всегда мал. Они редко ходят в кино, поэтому считаю правильным, что для такого контингента существуют фестивали, это лучшее изобретение и лучшая площадка для подобного рода фильмов. Честно сказать, проблемы в этом я не вижу, влиять на искусство можно малыми дозами. К примеру, Достоевский и многие другие писатели в России просто не печатались, в то время как их книги писались от руки, при том, что грамотного населения, умеющего читать, было не больше 10%. Несмотря на это, даже та малая доля, которая появлялась на тот момент, изменила не только российскую литературу, но и саму Россию и мировое искусство в том числе. Поэтому обязательность доступа масс к искусству – явление времени, сейчас оно может быть недоступным, завтра к нему придут все.

Если продвижением займётся какая-нибудь компания, готовы ли Вы представлять фильмы в массы?

– Я думаю, так или иначе, это неизбежно наступит, так как необходимо распространять идею в достижениях талантливых кинематографистов, которые работают в рамках «партизанского» движения. Всё было задумано для того, чтобы таланты, которые в силу обстоятельств не получили доступа к бюджету, и сейчас при помощи партизанского кино, без бюджета, могут заявить о себе, и их услышат. В этом и состоит главная задача и миссия движения.

Сколько сейчас режиссёров в «партизанском» движении?

– Нет границ в этом движении, не мы авторы: ни я, ни Узабаев, ни Пошанов, ни Абишев. Мы просто когда-то создали некий манифест и под ним расписались, больше мы ничего не сделали. Я считаю, в этом движении состоят люди, студенты, кинематографисты, которые снимают честно, смело и не ради коммерческих интересов.

Как окупаются картины, снятые в рамках движения «партизанское кино»?

– У нас нет задачи окупить бюджет. Фильм «Чума в ауле Каратас» стоил 6000 долларов, по старому курсу – 3000 долларов. Проблем с окупаемостью этого бюджета нет, два приза на кинофестивале – и мы вернули вложенные деньги. Однако главное для нас – снимать фильмы и заниматься творчеством. Как фильм окупится, это вопрос не к «партизанскому» кино. Мы выполняем главную задачу – доносим свои мысли.

Расскажите о проекте «Алиюшка»?

– Все на той же стадии. Продюсер этого проекта, француз, занимается поиском финансирования, так как бюджет требуется большой. Но в эти дела я не вмешиваюсь.

Какие у Вас планы на будущий год?

– Я никогда не строю планов. Моя задача на следующий год – это помочь продвинуть картины Мурата Махана, Серика Абишева. Я пишу сценарий для следующего фильма, но пока это только идеи.

Что бы Вы пожелали казахстанским зрителям в будущем году?

– Думаю, если они не занимались воспитанием вкуса в прошлом году, то, может, было бы хорошо заняться этим в будущем.

Как Вы проведёте этот Новый год?

– Я работаю над сценарием, поэтому проведу Новый год дома один. Для меня не имеет значения Новый год, это просто календарная дата, в которую люди верят, как в Бога.

Как проходят съемки «Свидетеля дела №6»?

– Надеюсь, что 20 декабря мы закончим, а потом команда выйдет на каникулы. Если что-то не успеем, то придётся заканчивать в следующем году.

Говорят, что киностудия «Казахфильм» не ладит с «партизанским» движением, но в то же время Вы снимаете там свои фильмы?

– Знаете, говорят, что ИГИЛ тоже финансируется Америкой. Две противоположности, как ни странно, контактируют. В нашем случае мы – кинематографические террористы. Они, так сказать, – кинематографические патерналисты. Происходит конфликт, но в этом конфликте есть симбиоз. Без «Казахфильма» не было бы «партизанского» движения, наверное, у киностудии появился смысл существования, поскольку появились те, кто пытается действовать вопреки их догмам. «Казахфильм» – это место, где можно работать. Мы при любых условиях продолжаем снимать, нынешние времена хороши тем, что уже запретить ничего нельзя. Цифровые технологии совершили революцию в свободе.

Благодарим Адильхана Ержанова за интервью! Желаем успехов в будущем году и надеемся в скором времени увидеть новые «партизанские» творения.

Интервью взяла Айдана Мамаева

 

Еще по теме: Адильхан Ержанов планирует снять новый фильм, «Алиюшка» Адильхана Ержанова выиграла грант, «Свидетель дела №6» - новый фильм «партизан», Движение «Партизанское кино» снимает фильм «Судебный исполнитель».

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Адильхан Ержанов снимает фильм «Бой Атбая»

В главных ролях играют Данияр Алшинов и Санжар Мади

Brod.kz

Казахстанское кино

7 Декабря, 2018

Адильхан Ержанов завершил съемки фильма «Куандык»

Сценарий картины выиграл на питчинге Almaty Film Festival

Brod.kz

Выбор Бродвея

29 Января

10 молодых режиссеров, достойных быть замеченными

Казахстанское кино

15 Февраля

Сотрудники «Казахфильма» возложили цветы к памятнику Шакена Айманова

Мероприятие приурочено ко дню рождения режиссера

Знай в лицо

Мария Виноградова

Актер

Рут Негга

Актриса

Мария Яроцкая

Актер

Колм Фиор

Актер

Матиас Юнг

Актер

Пьер Этекс

Актер

Лидия Каденова

Актриса

Керри Армстронг

Актер