È

Триптих. Ержанов и Байгазин

Триптих. Ержанов и Байгазин

Часть 1. Введение

Если присмотреться, то можно заметить, что каждая эпоха выдвигает четырех «самых-самых». В 50–70-х годах этой великолепной четверкой были: Айманов, Бегалин, Ходжиков, Карсакбаев. В 80–90-х: Омирбаев, Амиркулов, Апрымов, Каракулов. Привиденные цифры и масштаб весьма приблизительны и субъективны, но именно число 4 более-менее соответствует этой иерархии соответствий. Четыре темперамента, четыре времени года, четыре стихии – идеальная конструкция для формирования направлений данной эпохи в какой-либо сфере искусства. И, видимо, сейчас, в наше время, уже определились двое – Адильхан Ержанов и Эмир Байгазин.

На фоне остальных молодых режиссеров (Шарипов, Мустафин, Пошанов, Узабаев) они заметно выделяются по своему таланту и художественному уровню: масштаб идей и глубина мыслей, своеобразный стиль и неординарность формы, своя концепция и свое мировоззрение. Один – участник Берлинского фестиваля, другой – Каннского (хотя и вне конкурса, но все же). И так как они из одной мастерской, то, конечно, влияли друг на друга, когда их мировоззрение только начало формироваться. Они соединялись и расходились, соперничали, спорили и дебатировали. И каждый разрабатывал свою идею кино, свое искусство кино и его концепцию. Так пошли две ветки.

Ержанов – режиссер содержания, идейный режиссер, для него важна концепция, некое философское разъяснение смысла жизни и окружающего бытия, своеобразная заметка, чтобы объяснить то, что происходит в стране, в социуме. И пока что (а может быть, для него это уже истина в высшей инстанции) данной концепцией является теория абсурда: смесь беккетовского бессилия и опустошенности с кафкианским мироощущением. Ирреальность всего происходящего, подвешенность в неопределенном пространстве в неопределенной позе, тотальная, вселенская глупость – все это мы наблюдаем в таких ержановских картинах, как «Риелтор», «Строители» и «Хозяева».

Байгазин – режиссер формы, режиссер конструкции. «Уроки гармонии» – это абсолютное «как». На стадии фабулы и истории картина удивительным образом банальна, а вот на стадии режиссуры – весьма любопытна.

Это два темперамента, два взгляда на жизнь. Ержанов – холерик: полная корреляция всех чувств – от страха и ненависти до безудержного смеха и тотального презрения всего, эскапада эмоций, душевные взрывы, мгновенное смещение акцентов. И в этом контрапункте (то есть в одной из аналогий абсурда) проявляются настоящие грани жизни и человеческого устройства. Посредством цветного он отыскивает черное и белое.

А вот Байгазин наоборот – через черно-белое отыскивает цветное. Он – флегматик: спокойствие и хладнокровие присуще его картине и его мировосприятию в целом. Он нечеловеческим спокойствием отрезает плоть кинематографа, чтобы исследовать темы, которые ему интересны. Он анатомирует какое-либо явление с точки зрения бессмертного и бесконечного. Так и происходит в картине «Уроки гармонии»: главный герой Аслан (в каком-то смысле альтер-эго самого Байгазина) смотрит на все происходящее отстраненно и хладнокровно. Фильм предельно аскетичен и благодаря этому благороден. Выхвачено только самое нужное, только суть вещей. В фильме много уровней и тем для исследования. По сути Байгазин и Ержанов – две стороны одной монеты. И монета эта имеет название – казахская ментальность. Каждый исследует ее со своей стороны, и получаются два метода. В любом случае в данный момент они являются флюгерами современного общества, отражениями сегодняшнего социума, зеркалами наших этических и эстетических предпочтений. Продолжение следует

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Знай в лицо

Арсен Хачатурян

Режиссер

Иван Пшонкин

Режиссер

Василий Бедошвили

Режиссер

Роман Соколов

Режиссер

Джангир Сулейманов

Режиссер

Андрей Колпин

Режиссер

Александра Аверьянова

Режиссер

Константин Бирюков

Режиссер