Триптих. Ержанов и Байгазин
Часть 1. Введение
Если присмотреться, то можно заметить, что каждая эпоха выдвигает четырех «самых-самых». В 50–70-х годах этой великолепной четверкой были: Айманов, Бегалин, Ходжиков, Карсакбаев. В 80–90-х: Омирбаев, Амиркулов, Апрымов, Каракулов. Привиденные цифры и масштаб весьма приблизительны и субъективны, но именно число 4 более-менее соответствует этой иерархии соответствий. Четыре темперамента, четыре времени года, четыре стихии – идеальная конструкция для формирования направлений данной эпохи в какой-либо сфере искусства. И, видимо, сейчас, в наше время, уже определились двое – Адильхан Ержанов и Эмир Байгазин.
На фоне остальных молодых режиссеров (Шарипов, Мустафин, Пошанов, Узабаев) они заметно выделяются по своему таланту и художественному уровню: масштаб идей и глубина мыслей, своеобразный стиль и неординарность формы, своя концепция и свое мировоззрение. Один – участник Берлинского фестиваля, другой – Каннского (хотя и вне конкурса, но все же). И так как они из одной мастерской, то, конечно, влияли друг на друга, когда их мировоззрение только начало формироваться. Они соединялись и расходились, соперничали, спорили и дебатировали. И каждый разрабатывал свою идею кино, свое искусство кино и его концепцию. Так пошли две ветки.
Ержанов – режиссер содержания, идейный режиссер, для него важна концепция, некое философское разъяснение смысла жизни и окружающего бытия, своеобразная заметка, чтобы объяснить то, что происходит в стране, в социуме. И пока что (а может быть, для него это уже истина в высшей инстанции) данной концепцией является теория абсурда: смесь беккетовского бессилия и опустошенности с кафкианским мироощущением. Ирреальность всего происходящего, подвешенность в неопределенном пространстве в неопределенной позе, тотальная, вселенская глупость – все это мы наблюдаем в таких ержановских картинах, как «Риелтор», «Строители» и «Хозяева».
Байгазин – режиссер формы, режиссер конструкции. «Уроки гармонии» – это абсолютное «как». На стадии фабулы и истории картина удивительным образом банальна, а вот на стадии режиссуры – весьма любопытна.
Это два темперамента, два взгляда на жизнь. Ержанов – холерик: полная корреляция всех чувств – от страха и ненависти до безудержного смеха и тотального презрения всего, эскапада эмоций, душевные взрывы, мгновенное смещение акцентов. И в этом контрапункте (то есть в одной из аналогий абсурда) проявляются настоящие грани жизни и человеческого устройства. Посредством цветного он отыскивает черное и белое.
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий