«Критика требует куда больше культуры, чем творчество» – сказал когда-то Оскар Уайльд, тем самым обозначив то, что порою, оценка произведения искусства требует не меньших умственных и душевных усилий, чем создание этого произведения. В кинематографе институтов, которые оценивали бы фильмы и критиковали, немало. Это показы, публичные обсуждения, диалоги с создателями, критические статьи в средствах массовой информации. Но в первую очередь в кино главными такими площадками являются кинофестивали.
Кинофестиваль – сложноустроенная организация, которая включает в себя оценку, продвижение фильмов, определение тенденции в кино, «нащупывание» сегодняшнего кинематографического пульса. В них есть свои правила и специфические качества, свои минусы, они тоже подчиняются определенным течениям и формулировкам. Кинофестивали – более-менее единственный институт, который влияет на поток кино как на вид искусства. Однако, приходится констатировать, что фестивали на данном этапе своего развития претерпевают деградационные элементы. И данный факт признают все мировые кинокритики, эксперты этой сферы. Все чаще и чаще хорошие фильмы, которые свой уровень подтверждают с течением времени, остаются без наград, а весьма посредственные, сшитые по фестивальным шаблонам фильмы оказываются триумфаторами. И пример прошедшего Каннского фестиваля, самого большого и влиятельного кинофестиваля в мире, давший свою высшую награду довольно тривиальной, социальной картине «Дипан» Жака Одиара, утверждает сей факт. Этот случай удивил и разочаровал многих критиков, журналистов. Большинство посчитали это досадной ошибкой председателей нынешнего жюри братьев Коэн, однако были и рассмотревшие в этом более глубокие, далеко идущие отрицательные симптомы. Во всем мире наблюдается спад самого кинематографа. Коммерческое, индустриальное направление еще более коммерциализируется, фильмы представителей более интеллектуального кинематографа превращаются в химеру, созданную для продвижения на всевозможные фестивали и для утешения собственного эго. Также есть прослойка фильмов, спекулирующих на политических уровнях. Фильм «Такси» Джафара Панахи, получивший «Золотого медведя» на прошедшем Берлинале – прекрасный тому пример. Все сложнее отыскать новых молодых, талантливых людей. Генерация новых кинематографических поколений наблюдается редко. Такие поколения, как когда-то «польская волна», создавшая «кино морального беспокойства», «немецкая новая волна», не говоря уже о «французской новой волне». Сейчас силу обретает румынская школа кино, кино ближнего Востока, однако этого мало в соотношении с целым пространством. Только временами выстреливают молодые, талантливые «единицы», как Ксавье Долан, Ласло Немеш, Аличе Рорвахер, наш Эмир Байгазин.
«Евразия» не открывает новые имена. Давать призы маститым режиссерам, талантам, которые раскрылись на других площадках, не перспективно. Самоцензура не рождает новые горизонты. А ведь один из основных функции кинофестивалей – это быть оплотом свободомыслия, генерировать болезненные вопросы, касающиеся общества, искусства и жизни в целом. Но все это у нас обрубается на корню, а продвигается квазипатриотическое кино. Такие патриотические фильмы делались только в Советском Союзе, да еще и в 50-е годы прошлого века. Естественно, что такими «продвигаемыми» фильмами западные отборщики и дистрибьютеры интересоваться не будут. Они будут искать оригинальные картины, препарирующие новые формы. А их нигде нет. Все эти проблемы, объединяясь, создают не сильное впечатление на мировой арене.
Однако, не все так плачевно. Есть еще люди, которые всей душой переживают за наше кино. Недавно созданная Ассоциация кинокритиков Казахстана – прекрасный пример. Их чуткость, такт, понимание кино стали отдушиной в атмосфере отечественного кино. Существует, и надеюсь, будет существовать студенческий кинофестиваль «Бастау», открывающий новые имена в студенческой кинотусовке. Эта площадка дает большие возможности для продвижения молодых режиссеров, операторов, актеров. Организаторы в лице Асии Махтаевны Байгожиной и других делают все возможное для выявления новых талантов. Надеемся, возродят свое существование «Звезды Шакена» и кинофестиваль «Astana». Главное – привлечь на это внимание властей, общественности, народа. Все можно изменить к лучшему, если понять проблемы и своевременно решить их.
Ассоциация кинокритиков Казахстана
Прав был вышеупомянутый Оскар Уайльд, сказав, что «будущего избежать трудно». Это действительно так, но вот каким будет это будущее, решать только нам. И только нам.
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Портреты Эпохи
10 июля 2015, 16:43чтиво отличное! все приятные и не приятные стороны! Баглан, молодец! Давай еще