È

«Мама Рома»: вечный город, вечные страсти

«Мама Рома»: вечный город, вечные страсти

Это мини-эссе навеяно просмотром шедевра Пазолини периода неореализма. Образ Вечного города будоражит нас всегда, а с появлением оскароносной «Великой красоты» вновь пронеслась волна ассоциаций и реминисценций, вернувшая нас к осмыслению темы Urbis et orbis – Города и мира.

Рим – большой красивый город, с распростертыми объятиями встречающий всех, в ком есть надежды на лучшую жизнь. Так думает в начале фильма наша героиня Мама Рома, которую играет прекрасная и страстная Анна Маньяни.

Насколько мощной может быть материнская любовь? А насколько слепой и безоглядной? Как и все родители, Мама Рома хочет дать сыну все то, чего не было у нее. И как очень многие она считает, что для лучшей жизни необходимо вырваться из деревни в большой город. Немного навязчивая идея Мамы Ромы о том, чтобы ее сын выучился, и перед ним «открылись возможности», не выглядит такой уж привлекательной и приоритетной для самого Этторе. Ему больше по душе слоняться с местными мальчишками, и эта бесцельная жизнь медленно, но верно приводит к закономерному и очень печальному итогу – конфликту с системой и равнодушному наказанию от лица оной.

А был ли возможен для Этторе другой исход? Складывается горькое чувство, что нет. Глядя на жизнь людей, окружающих юношу, мы видим, как их жизни циркулируют по заданному социальному кругу. Либо изнуряющая работа, либо праздное шатание, неизбежно приводящее к криминалу. Очень хорошо показан этот замкнутый круг на персонаже Кармине. Есть удивительная сцена, где Мама Рома с Кармине наблюдают за юными Этторе и Бруной, и на какой-то миг в глазах сутенера появляется неожиданная теплота, и он говорит - «а помнишь, как я пришел к тебе таким же шестнадцатилетним мальчишкой?» И мы понимаем, что у каждого здесь когда-то были надежды…

Но жизнь на окраине большого города не дает этим надеждам ни единого шанса. Ни Маме Роме порвать с ее прошлым на панели, ни «картофелечисткам» уйти с базара, ни приятелям Этторе найти себе приложение, ни девушке Бруне изменить свою репутацию. И даже великая материнская любовь проигрывает равнодушному городу, проигрывает обществу, глухому к судьбам людей «окраины». И это безразличие города и мира постепенно превращает хорошего провинциального мальчика, различающего пение птиц и трогательно танцующего ча-ча-ча, в жесткого лидера дворовой шпаны. И в финальных сценах больной Этторе, с остановившимся взглядом, распятый на тюремном столе, предстает не просто заблудшей душой, а настоящим мучеником. Эти жесткие кадры дергающегося в ремнях и постепенно затихающего, а скорее, угасающего мальчика переполняют сердце болью.

Возникает новый, иронический, смысл названия фильма. «Мама Рома» - это еще и сам Рим, вечный город, древние руины которого бесстрастно взирают на мечты и страдания живущих в нем людей. Эта мать полна строгости, но не любви к своим детям. И снова глубокая ирония в сцене, где заблудших наказывают чтением «Божественной комедии» Данте - они должны учить наизусть поэтические строки о кругах ада, которые им предстоит пройти…

Благодаря невероятной игре Анны Маньяни неумирающая комедия эпохи Возрождения в гениальном фильме Паоло Пазолини превращается в «божественную трагедию» на все времена. Ибо нет ничего трагичнее истории матери, так сильно любившей сына и потерявшей его… а вместе с ним - и смысл своей жизни.

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Новости персоны

02 Апреля

Айнур Ниязова получила роль в российском сериале

«Шаман» Рустама Мосафира

Знай в лицо

Алина Покровская

Актер

Бруно Фрейндлих

Актер

Александр Момбели

Актер

Евгений Барков

Актер

Волдемар Зандбергс

Актер

Александр Демьяненко

Актер

Сергей Лукьянов

Актер

Николай Розанцев

Режиссер