È

Партизанское кино: ждать, терпеть, бороться

Партизанское кино: ждать, терпеть, бороться

Созданное молодыми режиссерами во главе с Адильханом Ержановым, кинематографическое движение под названием «партизанское кино» набирает свои обороты. Снятый в рамках этого движения фильм «Шлагбаум» Жасулана Пошанова завоевал приз «за лучшую мужскую роль» на прошедшем Московском Международном кинофестивале. Статуэтка «Серебряного Георгия» была вручена актеру Еркебулану Дайырову. Своей победой молодые казахстанские режиссеры еще раз подтвердили, что наше кино достаточно сильно, чтобы конкурировать с мировыми кинолентами. Движение «партизанское кино» уже дает свои кинематографические «плоды». Однако попытаемся вникнуть с критической точки зрения и разобраться, что же из себя представляет это явление.

Главным его вдохновителем и создателем является кинорежиссер Адильхан Ержанов. 27 июня 2014 года в российском литературном альманахе «ЛИКБЕЗ» был опубликован манифест этого движения. Там раскрываются его правила и цели, приводятся примеры подобных движений, на кого равнялись создатели манифеста, чего они не хотят и что ненавидят. Ниже отрывок из этого документа:

«Три кита «Партизанского Кино»:

1. Безбюджетность. Необходимо снимать фильм без всякого бюджета. Это правило мы будем соблюдать неукоснительно.

2. Соцреализм. Сюжеты о современности, только реалистичные и только социальные. Хотите употребить старое определение соцреализма? Пожалуйста. Нам оно нравится.

3. Новая форма. Неприятие стандартных форм кинематографа как буржуазного проявления. Только протестная форма, бунт в форме, только новое».

Там же был опубликован список участников:

Адильхан Ержанов, Аскар Узабаев, Жасулан Пошанов, Александр Сухарев, Талгат Бектурсынов, Денис Борисов, Вячеслав Корнев.

Движение ставит во главу угла независимость, честность и правду. Оно борется против лживого буржуазного ширпотреба. Взоры режиссеров, а следом и борьба направлены на социальные условия Казахстана, неравенство общества и кризис современного строя. Движение задевает важные, болезненные темы нынешних положений в стране. Они бунтуют против лживых, гламурных, ненужных фильмов, создаваемых сегодня в Казахстане.

Отрывок из манифеста:

«Пора рассердиться и нам. Пора наконец разозлиться на то кино, которое безостановочно штампуют в Казахстане и России, бесконечно отмывая бюджеты.

Кино с обществом давно разошлись и никогда у нас не пересекаются.

Когда в нашем кинематографе отражались социальные процессы так, как того требует зритель? Когда наше кино начнет размышлять о нашей действительности - начнет задавать не отвлеченные философские вопросы в расхожем жанре притчи, а реальные, конкретные и эмпирические вопросы?».

«Партизанское кино» важно своей честностью и категоричностью. Именно этим оно и привлекло внимание и заручилось поддержкой кинокритиков, думающих и переживающих зрителей, молодых кинорежиссеров. Это движение теперь является важным элементом в общей системе координат казахстанского кинематографа. Оно сильно развивается и имеет мощный потенциал для раскрытия новых талантов, перспективно для создания независимых, честных и сильных фильмов. Видимо, в данный момент и в данной ситуации только это движение имеет хоть какие-то шансы развития, а также поддержки нашего кинематографа. Однако стоит отметить и минусы этого движения. Ведь, любая система сильна настолько, насколько сильно её слабейшее звено. 1. Двойные стандарты.

Движение было создано примерно тогда, когда «Казахфильм» почти забрал у Адильхана Ержанова права на фильм «Хозяева». Студия и не отдала полные права Ержанову, и не выпустила фильм в прокат. Возникает вопрос – а не создавалось ли все это из-за личной обиды Ержанова на «Казахфильм»? Ведь основным контробъектом манифеста является именно «Казахфильм». Даже если это не упоминается прямо в манифесте, все понимают, о чем идет речь. Конечно, это просто предположение. Но, сам факт того, что фильм создавался на деньги «Казахфильма» (что сейчас яро пытаются опровергать сподвижники) является «неудобным» моментом этого движения. Удивляет и то, что в титрах фильма «Шлагбаум» упоминается Аскар Узабаев в качестве продюсера. Поочередное появление титров: «фильм в рамках партизанского движения» и «продюсер» вызывает когнитивный диссонанс. Ведь если этот фильм партизанский, значит, продюсера быть не должно. И наоборот. Даже если этот человек помогает не финансово, а технически, организационно, по-моему, он все равно считается продюсером, или это слово не надо было писать вообще. А может наоборот, оттого что не дали денег и появилось это движение? Сложно определить, где грань, ведь абсолютно безбюджетных фильмов не бывает. Да и какие фильмы считать безбюджетными? Является ли фильм Годара «На последнем дыхании» безбюджетным? Остальные манифестанты, в частности Жасулан Пошанов и Аскар Узабаев, ранее снимавшие свои коммерческие фильмы и вдруг примкнувшие к этому движению, так сказать, «очистились», вызывает недоверие и отторжение. Попахивает лицемерием. Это приводит к путанице и двойным стандартам.

Комментарий Адильхана Ержанова к посту «Как снять кино без бюджета» на сайте gonzo.kz:

«Конечно, мне на кино нужны деньги и единственный источник – «Казахфильм». Если он не дает, путь снимать кино - самостоятельный. Вы обвиняете меня в этом? В чем суть обвинений - что я посмел покуситься на священную корову, что не воюю с государством и не пишу петиций? Я действую так, как мне выгодно. Я должен снимать всегда, и если без денег, то без денег».

2. Категоричность.

Режиссеры жестки, односторонни в своих намерениях и мыслях. Они не допускают иных мыслей, критики в сторону движения. Вспоминаются слова Довлатова: «После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов». Суть в том, что своей категоричностью манифестанты повторяют категоричность властей. Зеркально отражаются. Это две стороны одной монеты, но это одна и та же монета. Они агрессивны, прямолинейны (особенно один из приближенных к этому движению Арслан Акубаев), и это пугает и настораживает культурную прослойку и оставшуюся интеллигенцию. Сам манифест был опубликован, как выше сказано в журнале «ЛИКБЕЗ», которые открыто импонируют коммунистам. Этот факт тоже настораживает. Узконаправленность движения, в частности, желание снимать только социальное кино в достаточной степени уменьшает спектр, охват и глубину этого движения. Постоянное педалирование на тему, что это именно «безбюджетное кино» вызывает дискомфорт.

Отрывок из манифеста:

«Мы очень злы на исторические чванливые эпосы, усыпляющие и без того сонное сознание современника.

Мы устали и от буржуазной мелодрамы, которая сейчас выглядит не иначе, как пир во время чумы.

Мы ненавидим кино, прикидывающееся авторским, а на деле плагиатирующем и паразитирующем на штампах 90-х.

Мы с вами никогда по своей воле не смотрим кино лизоблюдов, угождающих чиновникам и власть предержащих».

3. Если не для народа, то для кого?

Видя радостные лица режиссеров-манифестантов, получающих призы на кинофестивалях, возникает мысль: а для кого снимали фильм? Если для народа, как пишется в манифесте, то вы сразу должны показывать фильмы народу. Если не через прокат, то хотя бы выложите в Интернет. Так будет честнее. Ведь эти социальные фильмы для народа, тем более вы ничего не теряете, фильмы же безбюджетные. Фестивали – это хорошо, но складывается такое ощущение, что режиссеры думают: «Да, народ это – главное, но пусть подождут. Сначала давайте обкатаем по всевозможным фестивалям, потешим свое тщеславие, а потом решим с показом». Это не делает уважение режиссерам.

Отрывок из манифеста:

«Пора создавать контркультуру, а если повезет и целый жанр самобытного кино, который не зависит от бюджетов, который привлечет внимание мирового масштаба - все начинается здесь, все начинается просто, все начинается со злости».

Подытоживая, хочу сказать, что минусы есть везде. Однако, если их не исправить, не будет движения вперед. Несмотря на вышесказанные недочеты, слабости и «темные места», «Партизанское движение» дало понять, что кино в Казахстане может существовать. Что есть смельчаки, энтузиасты, чудаки, которые будут снимать фильмы, несмотря ни на что. И этим режиссерам ничего не остается, кроме как продолжать сопротивляться. Ведь главное для настоящего партизана это – ждать, терпеть, бороться.

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Новости персоны

02 Апреля

Айнур Ниязова получила роль в российском сериале

«Шаман» Рустама Мосафира

Знай в лицо

Александр Мазаев

Режиссер

Роман Давыдов

Режиссер

Анатолий Петров

Режиссер

Иван Уфимцев

Режиссер

Борис Дежкин

Режиссер

Леонид Каюков

Режиссер

Владимир Полковников

Режиссер

Леонид Амальрик

Режиссер