È

Рецензия на фильм "Шал"

Рецензия на фильм "Шал"

«Мессидж современности»

В октябре 2012 года в прокат вышла вторая полнометражная игровая картина казахстанского кинорежиссера Ермека Турсунова «Шал» («Старик») снятая по мотивам повести известного американского писателя Эрнеста Хэмингуэя «Старик и море». На XIII фестивале «Выбор года» в городе Алматы «Шал» был признан «Фильмом года», а также удостоен национальной премии Казахстана «Кулагер» как «Лучший фильм года».

Первым режиссерским дебютом Ермека Турсунова был скандально известный фильм «Келін» («Невестка») выдвигавшийся на премию «Оскар» в 2009 году. До этого Турсунов был известен как сценарист таких фильмов как: «Кто вы, господин Ка?» («Волчий след», «Цветочник»), режиссёр Хуат Ахметов, 2009 год; «Сабалак», совместно с Тимуром Бекмамбетовым, 2009 год; «Мустафа Шокай», режиссёр Сатыбалды Нарымбетов, 2008 год; «Келін», режиссёр Ермек Турсунов, 2008 год; «Баксы́», совместно с Сергеем Бодровым и Гульшад Омаровой, 2008 год; «Ближний бой», режиссёр Еркен Ялгашев, 2007 год; «Лоскутное одеяло», режиссёр Рустем Абдрашов — награда за лучший сценарий на кинофестивале «Киношок» в 2007 году; «Абулхаир-хан», режиссёр Виктор Пусурманов, 1993 год; «Мытарь»- лауреат драматургического конкурса «Золотое перо», г. Москва за книгу 1990 год.

Фильм «Келин» - первая часть трилогии, задуманной режиссером, «Шал» - вторая часть, а «Кенже» третья. Как говорит сам режиссер: «Он станет логическим завершением трилогии. Если в фильме «Келін» мы говорили о древней жизни в горах, а картина «Шал» повествует о жизни в степи. Кенже- наше настоящее. Фильм «Кенже» будет о жизни мегаполиса. В нем я выражу свои мысли о том, куда мы идем. Мои кинофильмы это мое мнение, мое рассуждение. Я хочу, чтобы мои картины принимали такими", - говорит режиссер.

Действие фильма «Шал» происходит в наше время, в отдаленном ауле, в горах. Где живут Старик с невесткой и внуком. Мальчик любит играть в PSP, а дед смотреть футбол. Он обожает футбол настолько, что даже баранам дал имена футболистов, написав на их спинах номера.

Завязка начинается в тот момент, когда к его дому подъезжает джип с охотниками. Это серьезные мужчины, вооруженные до зубов, настроенные, повеселиться, убивая волков. У Старика они спрашивают, как добраться до мест обитания волчьей стаи, и им не важны его предупреждения о том, что сейчас время рождения волчат, и охотиться нельзя. Эти люди думают только о себе, по сути, они сами волки в человечьем обличье и потому зрителю их смерть так безразлична.

Развитие сюжета происходит постепенно: вот Старик отправляется на кочевье, но неожиданно попадает в туман. Кадр построен так, что туман, клубящийся вокруг Старика, словно космическое пространство, вселенная, в которой он один, и если растеряется, то пропадет. Но герой уверенно ведет свою отару в убежище посреди степи, в которой он чувствует себя свободно, словно рыба в море.

Глубоко символична сцена рождения черного барашка в разгар свирепой битвы являющейся кульминационной. Ведь в борьбе за жизнь есть смысл – рождение новой жизни, чистой и смелой.

Интересна встреча Старика с одним из охотников забившегося в обломок от ракеты испуганного и раненного. Он боится опасности окружившей его, но все так, же спесив и важен в разговоре со Стариком. Да, его не исправила ситуация где он превратился из охотника в жертву, он так и не понял истины и потому просто исчезает в горах, как и его приятели.

Внешний конфликт лежащий в отношениях неприятия и непонимания между Стариком и Мальчиком только видимость. На самом деле здесь все сложнее и глубже, – это нежелание двух поколений понять ценности друг друга. Старое поколение не может понять современные, зачастую ложные ценности. Для них все еще имеют смысл такие понятия как: стать хорошим человеком, вырастить потомство, жить в гармонии с природой, не гневя ее. А молодые люди, отстаивая то, что модно – не желают признавать порою важность вечных ценностей и «встают в позу». У тюрков говорят: «Когда мальчик совершает сильный поступок, он становиться мужчиной». Шайтанбек (как называет его дед) пройдет свой тяжелый путь инициации, спасая Старика от смерти, когда, наконец-то поймет, что ответственен за жизнь родного человека. Только жизненные обстоятельства, необходимость найти деда ведут к, новой ступени развития, следующему этапу взросления.

Ерболат Тогузаков - непрофессиональный актер отлично справился с ролью Старика. С виду тщедушный, маленький, худенький он обладает мощной духовной силой, стержнем, заставляющими его бороться с опасностью. В одной из сцен, после очередной схватки с волками он ползет по снегу, из которого появляется мышь. Эта мышь, как и в предыдущем произведении режиссера, символ души. Она бегает вокруг главного героя и под ним, в то время когда он продолжает ползти. И возникает ощущение и понимание, что старику очень сложно сейчас бороться со своей смертью и со своею душою, желающей еще оставаться в теле. Но с честью выдержав страдания, которые могли бы сломить любого человека подчеркивает, доказывает, демонстрирует идею картины, состоящую в том, что каждый род старается сохранить свое потомство любой подвластной ему силой или ценой. Как для волков важен волчонок, такой несмышленый и косолапенький, бегущий по снегу за матерью волчицей. Так для Старика необходим Внук, и уверенность в том, что он выучиться в лучшем университете и «станет хорошим человеком».

Весь фильм выдержан в спокойной цветовой гамме, монтаж, ритм, музыка и звуки, актерский ансамбль составляют органичное целое кинопроизведения. И дополняют мессидж фильма, что только в постоянной борьбе, которая требует предельного напряжения физических и нравственных сил, в преодолении и самоутверждении, человек обретает счастье.

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Баглан Кудайберлиев

Режиссер

Рустем Жумадин

Режиссер

Асхат Урпеков

Актер

Жасулан Пошанов

Режиссер