Недавно в кинозале КазНАИ им. Жургенова состоялся показ новой картины Жасулана Пошанова «Шлагбаум». Собралось изрядное количество людей, пришли также кинокритики, журналисты, киноведы, да и самих кинематографистов было немало. И самое важное и еле уловимое было то, что в воздухе и в самой атмосфере сеанса чувствовалось какое-то напряжение, по мере просмотра в помещении усиливалось недовольство, просто физически ощущался надлом, расслоение в обществе так и веяло над кинозалом.
И это неспроста. Фильм имеет потенциальную энергию и внутреннюю силу для поднятия наших «проклятых вопросов» казахского бытия. История очень проста, можно даже именовать это анекдотом: богатому парню надоел «шлагбаумщик», и он его убил, а отец его «отмазал». И действительно, таких ужасающе вопиющих и в то же время абсурдистских случаев в казахском ханстве в значительной мере предостаточно: что ж поделать, если это наши ментальность и форма существования, без которых мы пропадем как нация и народ (палка о двух концах). К этому нашим гражданам не привыкать, и нас этими эксцессами, к сожалению, уже не удивишь. Но, как всегда, когда мы имеем дело с большим творением (нежели просто публицистическим высказыванием), на первый план уже выходит «как», а не «что», форма, а не содержание, внешние проявления, нежели внутренняя фабула.
Но в целом фильм «Шлагбаум» я считаю нужным и своевременным. Картина анатомирует наш социуим, вскрывает язвы нашей страны.
И то, что случился пожар прямо после просмотра, я считаю символом: горит наше общество. Горит!
Баглан Кудайберлиев, «Режиссура игрового кино», 2-й курс, КазНАИ им. Жургенова
ВЫ пишете: "Фильм не оставляет надежды в конце. А ведь именно это определяет художественный уровень картины. Если нет надежды, веры создателя картины в будущее, то фильм превращается в чернуху, в плохом смысле этого слова во вкусовщину и мимолетную агитку. Даже в самых меланхоличных картинах Тарковского есть надежда в конце: в «Ностальгии» горит свеча, в «Жертвоприношении» семья спасается из горящего дома". А в "Шлагбауме" напарник погибшего героя уходит по дороге, держа в руках круглый аквариум с живой рыбой.
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Sky Worker
31 января 2016, 23:54ВЫ пишете: "Фильм не оставляет надежды в конце. А ведь именно это определяет художественный уровень картины. Если нет надежды, веры создателя картины в будущее, то фильм превращается в чернуху, в плохом смысле этого слова во вкусовщину и мимолетную агитку. Даже в самых меланхоличных картинах Тарковского есть надежда в конце: в «Ностальгии» горит свеча, в «Жертвоприношении» семья спасается из горящего дома". А в "Шлагбауме" напарник погибшего героя уходит по дороге, держа в руках круглый аквариум с живой рыбой.