È

Екатерина Максимова

Рейтинг фильмографии:

6.11 (2 фильма )

Амплуа
Период
с по
  • Актриса.

     

     

    МАКСИМОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

     

    Родилась в Москве 1 февраля 1939 года.

    Русская артистка балета.
    Заслуженная артистка РСФСР (11.11.1964).
    Народная артистка РСФСР (1969).
    Народная артистка СССР (1973).

    Внучка русского философа, теоретика искусства и филолога Г. Г. Шпета (1879-1937, расстрелян в Томске).
    С детства маленькая Катя мечтала танцевать и в десять лет поступила в Московское хореографическое училище. Первым ее педагогом стала Л. И. Рафаилова. Старейшина московского балета В. Д. Тихомиров, видевший Катю еще перед вступительными экзаменами, предсказал ей большое театральное будущее и оказался прав. Максимова очень рано стала знаменитой — уже ученицей 2-го класса, она так ярко выступила в маленькой роли Белочки в детской опере «Морозко», шедшей на сцене Большого театра, что привлекла внимание зрителей и критиков, ее игру даже отмечали в рецензиях на премьеру. Еще в училище балетмейстеры ставили номера специально для Максимовой: в 7-м классе она исполнила миниатюру В. А. Варковицкого «Соловей» на музыку А. А. Алябьева; сам великий К. Я. Голейзовский поставил для нее и И. Хмельницкого «Романс» на музыку С. В. Рахманинова. В 8-м классе станцевала первую роль – Машу в «Щелкунчике». 
    Максимова танцевала в школьном концерте в честь посещения училища королевой Бельгии Елизаветой, а когда в Москве проходили первые гастроли парижской "Гранд-опера", именно ее Харальд Ландер выбрал для показа своих принципов построения классического урока.

    В 1958 году окончила Московское хореографическое училище (класс Е. П. Гердт). После училища поступила на службу в Большой театр, и сразу же, практически минуя кордебалет, стала танцевать сольные партии.
    В 1958–1988 годах – ведущая артистка балета Большого театра.
    В первый же сезон она выезжает вместе с театром на гастроли в Америку, где сразу очаровывает зрителей, а восхищенная пресса называет ее "чудесным маленьким эльфом", "бэби Большого балета".
    Многие балетные партии готовила под руководством Г. С. Улановой.
    Великолепное владение классическим танцем, превосходные внешние данные, артистичность и личное обаяние позволили Максимовой овладеть традиционным репертуаром театра.
    Выступала также в большинстве новых балетов, поставленных в 1960–1970-х годах, в частности в спектаклях Григоровича, где нередко была первой исполнительницей. 
    Была постоянной партнершей своего мужа, Владимира Васильева, и танцевала в спектаклях, поставленных им в Большом театре и за его пределами. Партнерами Максимовой были многие выдающиеся артисты, всемирно признанные мастера: Ю. Т. Жданов, Н. Б. Фадеечев, Г. В. Ледях, Б. И. Хохлов, М. Э. Лиепа, Л. М. Лавровский, А. Ю. Богатырев, Х. Донн.

    За границей исполняла ведущие роли в балетах Мориса Бежара (Юлия — «Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза, труппа «Балет XX века», Бельгия, 1978), Ролана Пёти (Роза — «Голубой ангел» на музыку М. Констана, «Марсельский балет», Франция, 1987), Джона Кранко (Татьяна — «Онегин» на музыку П. И. Чайковского, Английский национальный балет, 1989); Леонида Мясина (Продавщица перчаток — «Парижское веселье», театр «Сан-Карло», Неаполь, Италия, 1988), Б. Менегатти (Ромола — «Нижинский», театр «Сан-Карло», 1989). 

    Изысканным изяществом, точным чувством стиля отмечено ее воплощение хореографии Ф. Аштона (па-де-де из балета «Сильвия», 1979); Т. Шиллинга («Матч», 1973); Дж. Арпино («В кругу ангелов» — хореографическая композиция, преподнесенная балетмейстером в дар Екатерине Максимовой на ее юбилее, 1994); М. Кларк («Сады Вилландри», 1999).

    С Максимовой работал К.Я. Голейзовский, поставивший в 1960 году для неё один из лучших своих номеров – «Мазурку» на музыку А.Н. Скрябина и «Фантазию» на музыку С. Н. Василенко, которые она танцевала вместе с Володей Васильевым.

    Крест на её карьере едва не поставила травма позвоночника, которую она получила на репетиции балета «Иван Грозный». Была сложная верхняя поддержка, из которой балерина неудачно вышла. В результате у неё "выскочил" позвонок. 
    Под вопросом было её нормальное передвижение. Но она, при помощи мужа и своей силы воли сумела справиться с болезнью. Целый год носила специальный корсет и делала упражнения, разработанные для неё Васильевым. 10 марта 1976 года Екатерина Максимова вновь вышла на сцену Большого в «Жизели».

    Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в телебалетах, раскрывших новое качество её таланта – комедийное дарование («Галатея» по «Пигмалиону» Б. Шоу, музыка Ф. Лоу в обработке Т.И. Когана, хореограф Д.А. Брянцев; «Старое танго», музыка Когана, хореограф Брянцев). 
    Драматический талант раскрылся в моноспектаклях «Песнь песней» (1990) и «Художник читает Библию» (1994).

    С 1980 года выступала в спектаклях ансамбля «Московский классический балет».
    Последний раз выступила на балетной сцене в 1999 году.

    В 1980 году закончила Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского. 
    С 1982 года она начала преподавать на кафедре хореографии этого института классическое наследие и композицию танца (в 1996-м ей присваивают учёное звание профессора).

    С 1990 года активно сотрудничала с Кремлевским театром балета, где она создала чарующий образ Золушки в новом спектакле В. Васильева и, как старший педагог-репетитор, готовила роли с молодыми солистками. 
    С 1998 года — балетмейстер-репетитор Большого театра.
    Под руководством Екатерины Максимовой в Большом репетировали Галина Степаненко, Марианна Рыжкина, Светлана Лунькина, Анна Никулина, Мария Богданович.

    Искусство Максимовой и особенно её участие в знаменитом дуэте Максимова – Васильев, запечатлённое в телефильме «Дуэт» (1973) и французском видеофильме «Катя и Володя» (1989), пользуется мировым признанием.
    Также творчеству Е. С. Максимовой посвящены фильмы: «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...» (1990); «Екатерина Максимова» (1996); «Катя» (1999); фотоальбомы: R. Lazzarini. Maximova & Vasiliev at the Bolshoi. (L.: Dance Books, 1995); Е. В. Фетисова «Екатерина Максимова. Владимир Васильев» (М.: Терра, 1999); монография М. Е. Константиновой «Екатерина Максимова» (М.: Искусство, 1982), В. Головицер фотоальбом «Екатерина Максимова и Владимир Васильев» (Москва-Нью-Йорк, Балет, 2001).

    Автор воспоминаний «Мадам Нет».
    Почетный профессор МГУ (1995).
    Академик Академии российского искусства (1995).
    Действительный член Международной академии творчества (1989).
    Член исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

    Ушла из жизни в ночь на 28 апреля 2009 года в своей московской квартире от сердечной недостаточности. Похоронена 30 апреля на Новодевичьем кладбище столицы.
  • Год Название фильма
    1982 Анюта Актер
    1987 Фуэте Актер

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Сейчас обсуждают
Еркек

alert(1)

aaa

12 Февраля 14:48

Старик (Казахстан)

Cупер!

Egor

20 Декабря 21:05

Динара Егеубаева

Динара Егеубаева только и занимается пиаром и защитой геев, давно бы уже в голливуд подалась, а не сидела...

Georgy

11 Августа 18:53

Динара Егеубаева

https://fishki.net/anti/4383029-dariga-nazarbaeva-i-dinara-egeubaeva-snova-v-dele.html#comments

Denis

05 Мая 16:06