Нурлан Батыров и Нияз Абдигапар: «Нам за собственный продукт не стыдно»
Хорроры в казахстанском кино – редкость. Браться за него режиссеры не рискуют, так как отбить триллер местного производства в прокате практически невозможно. Хотя американское «Оно» 2017 года стало самым кассовым фильмом ужасов в мире, заработав более 700 миллионов долларов. Однако Нурлан Батыров и Нияз Абдигапар все же рискнули выйти на широкие экраны с хоррором «Проявление» и показать, что в Казахстане тоже умеют снимать ужасы. О первом опыте сорежиссирования, о том, с какими трудностями столкнулись сорежиссеры во время работы над картиной и будет ли у ленты продолжение рассказали Нияз и Нурлан в интервью кинопорталу «Бродвей».
- Нурлан, расскажите о своих ощущениях, каково это представлять свой дебютный фильм?
- Я за последнюю неделю до премьеры и плакал, и радовался, и уже все к черту послал, и потом опять волновался, настолько разные мысли пережил. Конечно, мне интересно, понравится или не понравится зрителям фильм. Можно сказать, я боролся за его второе перерождение, так как пять лет назад я снял первую короткометражную версию картину, которая называлась «Дом».
- Как сработались вместе?
Н.А.: С Нурланом мы давно знакомы, и когда я увидел короткометражку «Дом», понял, что было бы здорово сделать из нее полный метр. Он снимался в моем дебютном фильме «Любовь по наследству», поэтому мы с ним быстро подружились и легко сработались. Наше желание снять «Проявление», видимо, было настолько сильным, что притянуло решение финансового вопроса в лице генерального продюсер Айши Карим.
Нияз Абдигапар на премьере фильма «Проявление». Фото: mazhor.kz
Что касается процесса работы над фильмом, то было интересно. Для меня съемки хоррора – новый опыт в кино.
Н.Б.: Еще до съемок мы разделили наши обязанности. Нияз работал с актерами, делал постановку, я занимался атмосферой фильма, следил за тем, чтобы оператор раньше времени не продал зрителю саспенс. В данном случае ты не загружаешь себя полностью работой, режиссерской ответственностью на площадке.
Н.А.: Когда я сказал, что будем снимать кино, он мне не поверил. Но через 2 дня он приехал в Астану.
Н.Б.: Причем я приехал без чемодана, думал, что проведу переговоры и вернусь. А получилось, что остался, а вещи потом передали.
Нам повезло, что у фильма была первая версия, которая стала для нас некой подсказкой с раскадровками и ракурсами. Нужно было лишь встроиться в новый дом, так как предыдущий по своему расположению комнат не подходил для полного метра. Из актерского состава короткометражки осталась только исполнительница главной роли Жанель Макажан.
- Как Вы подбирали актеров, кто отвечал за кастинг?
Н.Б.: За кастинг отвечал Нияз. Моей задачей было привлечь искусного оператора. И нам повезло, что уговорили работать над «Проявлением» Кайрата Темиргали.
Нурлан Батыров на премьере фильма «Проявление». Фото: mazhor.kz
Н.А.: Когда мы искали актрису на роль девочки, мы просмотрели более 50 детей. Поскольку «Дом» снимался 5 лет назад, то соответственно актриса, игравшая Алису, выросла. Олжас Тогымбет не смог принять участие в съемках «Проявления» из-за плотного графика, а Айсулу Азимбаеву, которая тоже не смогла сняться в фильме ввиду занятости, заменила Дина Тасбулатова.
- Какие изменения были внесены в сценарий «Проявления»?
Н. Б.: В отличие от первой версии, мы больше раскрыли главную героиню. Фильм получился емкий, на 70 минут. Ничего лишнего, смотрится на одном дыхании. Я думаю, зритель этому обрадуется.
- Вы с кем-нибудь консультировались во время написания сценария?
Н.Б.: Сейчас со мной консультируются, чтобы снять фильм ужасов. Потому что до этого у многих режиссеров были попытки снять картину в этом жанре, но киноленты проваливались в прокате, потому что были предсказуемыми.
- Помимо дома, были ли еще локации?
Н.А.: Да, мы снимали по одной сцене в больнице и на улице
Кадр из фильма «Проявление»
- Будут ли спецэффекты в картине?
Н.Б.: Они есть, но немного. Так как я большой поклонник Джеймса Вана, я больше фокусировался на натурализме происходящего действия. Я сторонник японского хоррора, азиатского ужаса. Мы не показываем чудовище в кадре, тем не менее от происходящего зритель сам начинает накручивать себя. Упор делается на фантазию зрителя.
- Как сработали актеры?
Н. Б.: Были уникальные сцены, где актеры классно играли то, как они спят. Потому что они действительно спали.
Н.А.: У нас было много ночных сцен, поэтому нам приходилось 5-6 раз выходить в ночную смену, из-за чего команда не высыпалась. И когда актеры, наконец, добирались до кровати и подушек и засыпали, мы просто ходили вокруг и снимали.
- Трудно ли работать на площадке с ребенком?
Н.Б.: Вы не думайте, что она такая красивая и наивная девочка, которая сидит на постере. Девочка четко знает, что она хочет. Родители ее правильно воспитывают. Главное – не сюсюкать с ребенком. Она хочет, чтобы с ней разговаривали на равных, как с взрослым.
Н.А.: Как любой ребенок она уставала, вредничала. И если она плохо себя вела, мы вызывали маму.
Лина Султанова и Нияз Абдигапар на съемках фильма «Проявление»
- Расскажите о сложностях на съемках.
Н.Б.: У нас были сложности с техническими моментами. В Астане во время съемок был сильный ветер, а свет на улице ставить надо. Поэтому ребята самоотверженно сидели на холоде и держали аппаратуру, меняясь каждые 20 минут. Я считаю, что это жертва. Я бы на их месте на это не пошел.
Н.А.: Еще был момент, когда прожектор отказался работать. И нам срочно нужно было найти замену. Мы взяли изобретение моего отца, который занимается светодиодными лампами, и поставили его в качестве освещения. И знаете, оно прекрасно подошло. А оператор решил забрать прибор с собой, потому что он дает холодный лунный свет.
- В целом, за сколько дней вы сняли кино?
Н.А.: За 15 дней мы отработали фильм.
- Это из-за бюджета?
Н.А.: Нет, у нас была одна основная локация, и до съемок мы заранее все прописали, просчитали и знали ходы. Правда, у нас при первоначальном просчете было 13 съемочных дней, но в итоге получилось 15.
Нурлан Батыров на съемках фильма «Проявление»
- В последнее время у наших режиссеров словно гонка – кто быстрее снимет фильм.
Н.Б.: Очень глупо, когда эта гонка превращается в азарт. Это неправильно. У нас действительно стоял вопрос бюджета. И если удалось сократить путь, не нанося при этом вред качеству, почему бы не сэкономить деньги, за которые мы будем отчитываться продюсеру.
- Музыка в фильме играет важную роль. Расскажите о композиторе, который с вами работал, о самой музыке.
Н.Б.: За музыкальное оформление взялся Аскар Шафи, опытный композитор в Казахстане. Причем он написал музыку за короткие сроки.
Н.А.: Если говорить о казусах, которые были после фильма, то декабре картина уже была готова, но нас подвели с покраской. Но за месяц мы собрались, нашли специалистов и сделали из фильма конфетку.
Кадр из фильма «Проявление»
- Не боитесь выходить с жанром хоррор в прокат? Когда наши зрители привыкли к тому, что отечественные кинематографисты снимают комедии, мелодрамы или исторические кино.
Н.Б.: Но когда-нибудь надо пробовать. Нам за собственный продукт не стыдно. Я смело могу об этом сказать. Если фильм «Оно» собирает многомиллионные сборы в Казахстане, почему мы не можем снять что-нибудь интересное только в нашей версии. Я понимаю, что нам до голливудского «Оно» далеко. Но пробовать никто не запрещал.
- Будет ли у «Проявления» продолжение?
Н.Б.: Мы сейчас над этим думаем. Но история в этом фильме закончена. Возможно, «Проявление» будет выходить в другом формате с совершенно другим сюжетом. Все зависит от кассовых сборов.
Благодарим Нияза Абдигапара и Нурлана Батырова за интервью!
Беседовала Айдана Мамаева
Превью: mazhor.kz
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий