È

Свежий бриз в молодом кинематографе

Свежий бриз в молодом кинематографе

В 2019 году 12 апреля в стенах университета «Туран», в рамках киноклуба Kinoman прошли показы короткометражных студенческих фильмов. Данное мероприятие организовано кафедрой «История и теория кино» Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова совместно с кафедрой «Киноискусство» университета «Туран» для творческого обмена между молодыми специалистами двух учебных заведений. На встрече присутствовали киноведы КазНАИ и режиссеры университета «Туран», в ходе беседы они делились своими впечатлениями и дальнейшими планами.

Как стало известно, Нариман Туребаев выпустил первую мастерскую, и его труды по выращиванию правильно настроенных, молодых режиссеров не ушли зря. Нариман Туребаев родился в 1970 году, после окончания школы поступил в Казахскую национальную академию искусств имени Темирбека Жургенова и закончил мастерскую Ардака Амиркулова (один из основоположников «новой волны» в казахском кино). Основное направление фильмов автора - драмы, мелодрамы и молодежное кино глубокого смыла. Зрители, которые знакомы с его творчеством, не понаслышке знают его картину «Маленькие люди», вышедшую в 2003 году, где главными персонажами становится молодежь, потерянная во времени, в жизни и круговороте житейского в большом городе. Дело жизни Туребаева теперь продолжают его молодые сподвижники.

В рамках просмотров киноклуба были показаны пять совершенно разных по смыслу короткометражных картин студентов специальности «Режиссура» университета «Туран», мастерской Наримана Туребаева, - «Цирк уродов» (режиссеры Самрат Иржасов, Мырза Байсембеков), «В зеркале» (режиссер Айдар Муратов), «Последние дни шныря Евдакия» (Мырза Байсамбеков), «Тишина» (режиссер Ажар Ибраева), «Озар» (режиссер Айдана Зарипова), и практически все фильмы - обладатели разных премий отечественных кинофестивалей.

И первая из них очень необычная по своему посылу картина - «Цирк уродов» (Freak Show) 2018 года выпуска, авторами выступили студенты университета «Туран» Иржасов Самрат и Байсембеков Мырза. В главной роли сыграл Самрат Иржасов, молодой поэт, актер и режиссер. Сюжет короткого метра очень прост, молодой тинейджер, закрытый от мира и окруженный своим маленьким мирком, находясь в отчаянии от недостатка внимания и популярности, решается на очень необычный поступок - покончить жизнь самоубийством в прямом эфире, и все это ради «хайпа». Он обещает в прямом эфире повеситься, если число его подписчиков вырастет до 10 тысячи, что позже и происходит в геометрической прогрессии. Обрадовавшийся парень не замечает, как из-под ног слетает стул от радости, и он оказывается подвешенным, но в этот момент веревка обрывается, давая еще один шанс парню. Та философия, которую хотели донести режиссеры до аудиторий, — это беспечность, безразличие, лень и отсутствие человечности в наше непростое время. Ведь если посмотреть, то зрители этого «стрима» жаждали хлеба и зрелищ, что в итоге и получили, зрители, которые неустанно твердят о морали, сами забывают об этом и хотят крови, самое главное - им всем все равно, что случится с этим парнишкой за экраном. Ни один из подписчиков не позвонил в полицию, чтобы предотвратить суицид, нет, напротив служители закона следили за стримом, делая ставки, убьет ли парень себя. «Цирк уродов» - картина, чье название говорит само за себя.

Кадр из фильма «Последние дни шныря Евдакия»
Кадр из фильма «Последние дни шныря Евдакия»

Следующая картина не менее интересна, чем предыдущая, так как обладает смесью жанров хоррора, триллера и сюрреализма. Фильм «В Зеркале» (2018) молодого режиссера Айдара Муратова повествует нам о девушке, которую с детства манит большое зеркало в комнате, и она, общаясь с потусторонним миром, в какой-то момент, теряет рассудок и оказывается в зазеркалье, а ее отражение переходит в настоящий мир. И здесь происходит битва между этим существом и человеком, каждый хочет доказать, что он прав по-своему, существо твердит человеку, что она недостойна жить в этом мире, кроме как быть забытой в зеркале в ее же собственной комнате. Айдар Муратов внес некую лепту в продвижениях таких жанров, как саспенс, хоррор, триллер, так как в отечественном кинематографе их число скудно, яркими примерами являются фильмы Акана Сатаева «Заблудившийся» (2009), Нулана Батырова «Проявление» (2018), Еркина Ракишева «М-Агент» (2015), Даулета Ауелбекова «Селфи с мертвецами» (2015), Берика Ошакбаева «Последняя невеста» (2017), Данияра Акчабаева «Во мраке» (2018). Действительно, молодым режиссером нужно обращать свои взоры на этот пробел кинематографа.

Фильм «Последние дни шныря Евдакия» (2018) Мырза Байсембекова имеет семейную ценность, здесь отражены непростые отношения между матерью и сыном. Евдакий среднестатистический молодой человек, ничем не отличающийся от серой массы, кроме как своими выходками и привычками. Он безуспешно ищет работу в большом мегаполисе, живя на окраине города со своей престарелой матерью. Отношения между сыном и матерью очень своеобразны, например, Евдакий просит у матери деньги на свидание, но мать отказывает сыну, твердя, что она сама заработала эти деньги и не отдаст их ему, чтобы тот кормил незнакомую девушку. Позиция матери в данном контексте ясна, ведь они еле-еле сводят концы с концами. В пылу гнева сын ночью решает убить мать, но преступление оборачивается общим громким их смехом, ведь она знает, что он не способен на такой шаг. На следующий день Евдакий в честь дня рождения матери ведет ее в местный парк развлечений, чтобы она повеселилась и забыла о рутинах жизни. Отношения между детьми и родителями бывают нестандартными, и отношения, любовь Евдакия к своей матери довольно необычные. Режиссер своей работой хотел сказать, что любовь у всех проявляется по-своему.

Следующая работа от Ажар Ибраевой и Айдара Муратова «Тишина» (2018) имеет социальный посыл. Муж и жена на пороге развода. Маленькая девочка остается с матерью, вдали от своего отца. Ребенок скучает по отцу и обижается на маму, что она не всегда выполняет ее просьбы, приводя доводы в пользу отца. Ажар Ибраева и Айдар Муратов подняли очень нужную, тяжелую, острую и глубокую тему, затрагиваются отношения мужа и жены, матери и дочки, и самое страшное – это несчастные случаи выпадения детей из окон жилых домов, некоторые из которых заканчивались фатально. «Тишина» — это некий посыл обществу, родителям.

Кадр из фильма «Цирк уродов»
Кадр из фильма «Цирк уродов»

«Озар» (2018) от Айданы Зариповой представлен в жанре сатиры. Озар – казахская традиция, которой не существует, режиссер придумал свою традицию как метафору, фильм нельзя понимать в буквальном смысле. Данная семья напоминает самую обычную казахскую американизированную семью, но не забывающую свои корни семью. Глава семьи - позитивно настроенный человек, который может без стука входить в комнату дочери тинейджера с видеокамерой или поругать жену за то, что она не успевает накрыть на стол, заходит в кабинет своего начальника как к своему другу. Он предлагает начальнику в честь дня рождения своего сына некую странную казахскую традицию «Озар», по правилам которой, чей сын лучше опорожнит кишечник, тот и победит, как ни странно руководитель соглашается на его условиях, хвастаясь, что его сын с легкостью справится с задачей. В итоге сын босса побеждает в неравном бою, а сын главы семьи соответственно терпит поражение. Смысл этой несуществующей традиции в том, что люди хотят опередить тебя во многих вещях, но в итоге оказываются в проигрыше, излишнее хвастовство не приводит человека к хорошим результатам.

Если подумать, то в этих коротких метрах можно увидеть и почерк, и душу Наримана Туребаева, проблемы молодого поколения, семейные ценности, драмы, искренние отношения между людьми и жестокая правда. Радует, что студенты могут и хотят обмениваться творческими идеями, хотелось бы, чтобы эта традиция продолжалась.

 

 

Бауыржан Абдыкасымов,

студент 4 курса «киноведение»

КазНАИ им.Т.Жургенова

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Итоги II Международного кинофестиваля студенческого кино «Ұшқын»

Мероприятие прошло с 23 по 26 апреля в городе Нур-Султан

Brod.kz

Фильм «Глина-любовь» Айгуль Аксамбиевой покажут в Вене

Короткий метр вошел в программу LET'S CEE Film Festival

Brod.kz

Казахстанское кино

12 Сентября, 2017

Короткометражки «Байконура» покажут на телеканале «ЕлАрна»

Эфирный день короткого метра – вторник

Brod.kz

Казахстанское кино

9 Октября, 2016

Фильм «Едоки картофеля» участвует в Reggio Film Festival

Стартует Международный фестиваль короткого метра в Италии 

Каскыр Айгерим

Выбор Бродвея

29 Июня

9 фильмов, чтобы посмотреть на невероятный Тауэрский мост. Хотя бы в кино

Казахстанское кино

12 Июля

Создатели «Регистратора» снимают комедию «Красавчики до нашей эры»

Режиссер-постановщик картины – Медет Аманбаев

Знай в лицо

Йен Гиллан

Актер

Михаил Нароков

Актер

Роман Ткачук

Актер

Антон Шагин

Актер

Сомбун Футарот

Актер

Медет Аманбаев

Актер

Равшана Куркова

Актер

Эшли Уильямс

Актер