«Бой Атбая»: Несломленный, непрощенный
Премьера фильма Адильхана Ержанова «Бой Атбая» может открыть дорогу жанру трагикомедии в Казахстане, не столь почитаемому в стране.
Как сообщил режиссер, «Бой Атбая» - это не картина о спорте. В сюжете ясно прослеживаются остросоциальные мотивы, тема коррумпированности и трайбализма в среде правоохранительных органов, продажности «свободной» прессы, «грязное белье» бизнеса.
В особом фокусе находится проблема домашнего насилия. Умело отыгран Динарой Бактыбаевой образ женщины-жертвы традиционного общества - непременно хочется верить и доверять. Героиня актрисы - бывшая жена Атбая - воплотила в себе молчаливое женское большинство, жизнь которого проходит в криминальных микрорайонах. До этих мест не доходит запах свободы и голос эмансипации - они прочно увязают среди железобетонных панелей хрущевок. Аида искренне не понимает, что удивительного, если получила сотрясение мозга первой степени от мужчины и полгода приходила в себя - для нее это обычное дело. Не перестает девушка и уважать Атбая - своему мучителю она по-настоящему желает победы на ринге.
Сам спортсмен методично вызывает ассоциации с римским Марсом на бранном поле - кровожадный и беспощадный, в минуты гнева он, как и смерть, не делает различий. С остервенением набрасываясь на старика охранника, удушая сердобольную соседку, ломая кости в бою, он, по собственному признанию, только тогда ощущает себя живым. Поражает и чудовищный аморализм, с каким Атбай подходит к жизни, но это лишь следствие практического к ней подхода. Там, где он вынужден обитать, сентиментальность не в цене: aut vincere, aut mori. Вот почему совершенно равнодушно воспринимается факт смерти матери - для Атбая это обстоятельство непреодолимой силы, поэтому переживать нет смысла.
С другой стороны, развод с Аидой для героя становится нелегким испытанием. Он старается восстановить приоритеты, принимает участие в боях ММА, чтобы обеспечить семье безбедное будущее. Он уверен, что главная его проблема - материальная.
Соперником персонажа Данияра Алшинова становится Рафаэль - чемпион ММА с многолетним опытом. Он знает, как выглядит эта кухня изнутри, самому не раз приходилось готовить. Рафа ходит в дорогом костюме, говорит об искусстве, но чувствует, что предал себя. Костюм жмет, а в искусстве он мало что понимает, но приходится играть успешного светского человека - спектакль слишком щедро оплачивается. Погруженный в раздумья герой Санжара Мади как-то замечает, что гораздо честнее были раньше гладиаторские бои, где правило было всего одно: если ты побеждаешь, то остаешься в живых.
Встретив Атбая, Рафаэль видит в нем равного себе, чувствует то же классическое достоинство. Их роднит общая философия: необычная для века обмана простота.
Антураж окраины, бандитских разборок, алматинской зимы в сочетании с хитами советского ансамбля «Дос-Мукасан» навевают воспоминания об «Игле» Рашида Нугманова. При этом создана оригинальная атмосфера картины. Вполне логично, что понятие о казахстанском кино существенно трансформируется уже в ближайшем будущем.
Асылжан Калымжанова
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий