Сценарий начинается с сердца

За годы моей практики в кино я убедился в том, что самое главное в фильме — это сценарий. Можно потратить кучу денег на актёров, локации, технику, но если история не держит, кино не будет работать. А вот если сценарий сильный — даже без звёзд и без бюджета может получиться что-то настоящее.
Когда я начинаю писать, всё начинается с идеи. Я не сижу и не выдумываю специально. Идея приходит сама, и я всегда чувствую, что в ней есть что-то важное, интересное что хочется передать другим. Чаще всего вместе с идеей сразу появляется и герой. Я просто начинаю представлять — и сцены начинают рождаться сами собой. Иногда даже не знаю, чем всё закончится. Просто пишу — от одной сцены к другой.
В этом процессе мне больше всего помогает чувство. Я всегда ориентируюсь на сердце. Если сцена цепляет меня — значит, зацепит и других. Никакие правила, схемы, мнение коллег не дают такой точности, как обычная честность с самим собой.
Я никогда не учился писать сценарии в каких-то школах или у мастеров. Всё всегда происходило интуитивно, само собой. Но однажды я подумал, что, может быть, мне все же стоит изучить правила, по которым пишут другие сценаристы. Я взял одну известную книгу про сценарное мастерство и прочитал её. Но из этого ничего путного не вышло. Я заметил, что начал загонять себя в рамки. А рамки — это самое опасное для автора. В нашем деле нельзя быть скованным, нужно быть свободным, как птица в небе. Только тогда может получиться что-то по-настоящему уникальное и интересное.

Иногда процесс тормозится. История будто останавливается. Раньше я переживал, думал, что что-то делаю не так. А теперь понимаю — просто не время. Нужно подождать. Пожить, понаблюдать, наполниться. Потом снова приходит вдохновение, и всё продолжается.
Ещё одна важная вещь, которую я понял: не надо пытаться понравиться всем. Как только начинаешь подгонять сценарий под чьи-то ожидания — всё портится. Я на собственном опыте понял, что самая сильная версия — это та, которая ближе всего к первоначальной идее. Если начать всё «усиливать», «улучшать» или делать «как в других фильмах», можно потерять саму суть.
Очень важно помнить, для кого ты пишешь. Не для критиков, не для фестивалей, ни для кинематографистов. Для обычных людей. Люди хотят видеть живые, понятные истории. Простые — в хорошем смысле. Простота — это сила. Я за честность, за то, чтобы писать на доступном языке, без усложнений.
Качество диалогов, на мой взгляд, зависит от того, насколько ты чувствуешь своих героев. Когда они для тебя живые, тебе не нужно ничего выдумывать — ты просто представляешь сцену, слышишь, что говорят герои, и записываешь. Всё идёт легко, если ты понимаешь, кто перед тобой, какой у него характер, как он думает и чувствует. Тогда диалоги звучат естественно, и история получается настоящей.

Иногда, чтобы понять, нужна ли сцена, я представляю себя зрителем. Я мысленно сажаю себя в зал кинотеатра и смотрю фильм как обычный зритель. Если мне самому интересно, если сцена вызывает отклик — значит, она может понравиться и другим людям.
Бывает такое, что приходят какие-то идеи. Я думаю над ними, пишу эпизодники, диалоги, но потом я их оставляю. Раньше я думал, что зря потратил время, начинал жалеть, что не сразу понял, что не буду заканчивать их. А сейчас понимаю — ничего не бывает зря. Это был необходимый опыт, который будет полезен для меня в будущих проектах.
В процессе написания мне особенно радостно становится, когда рождается сцена, после которой я сам думаю: «Вот это будет классно в кино». Иногда это происходит как будто само собой, и в этом есть какая-то магия.
В процессе работы над сценарием мне помогают видеоигры. Например, когда я писал «Келинку Сабину», я писал по 30 минут, потом играл на приставке, потом снова писал. Такая смена деятельности помогала мозгу отдыхать и полностью отвлекаться от сценария. Еще я включаю музыку, подходящую под настроение будущего фильма — и сразу ощущаю атмосферу. Слушаю — и пишу уже на уровне чувств.

Один из самых важных выводов, к которому я пришёл за годы работы — нужно писать светлые истории. Я считаю, что в сценарии лучше избегать сцен, которые могут вызвать у зрителя тяжёлые или неприятные ощущения. Даже если что-то кажется обычным и «жизненным», важно задуматься — а какую эмоцию это оставит после себя? Для чего ты это хочешь показать? Есть ли в этом благо? Кино может не просто отражать, а направлять. Поэтому мне ближе такие истории, которые после просмотра оставляют светлое чувство, надежду и внутреннее тепло.
Когда-то я снял одну криминальную драму, которая понравилась многим зрителям. Но после просмотра люди говорили, что от увиденного им становилось тяжело на душе. В тот момент я подумал — «я вызвал эмоции, я тронул». А сейчас понимаю, что так лучше не делать. Нужно дарить людям приятные эмоции, а не тяжелые.
Я больше не верю в моду на тёмные фильмы, которые оставляют после себя тяжесть и мрачное настроение. Лучше показать настоящую дружбу, веру, любовь, свет. Людям этого сейчас очень не хватает. Кино должно поддерживать, вселять надежду на лучшее, а не оставлять зрителя в одиночестве с тяжёлыми мыслями.
Мой совет тем, кто хочет писать сценарии — не бойтесь быть собой. Не пытайтесь копировать, не пытайтесь усложнять. Если вам самому интересно писать эту историю — значит, она кому-то тоже будет интересна. Если она откликается в вашем сердце — она откликнется и в других. Главное — писать честно, с теплом. И тогда кино получится настоящим.
Автор: Нуртас Адамбай







Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий