«Айка» с нами
В настоящее время наблюдается два ярких направления развития казахского кинематографа: коммерческий и авторский. К первому относятся фильмы, которые имеют успех у зрителей, следовательно, хорошо окупаются, однако художественная ценность данных лент оставляет желать лучшего. Но зритель действительно хочет смотреть отечественные ленты. Во-первых, как ни странно, казахстанцы из чувства патриотизма и элементарного любопытства идут на казахстанские фильмы, во-вторых, отечественные кинематографисты снимают фильмы на темы, до боли знакомые и близкие любому обывателю, в-третьих, в основном наши режиссеры снимают комедии. Получается, казахское кино воспринимается зрителем как интеллектуальное развлечение: не нужно внутренне готовиться, как для похода в оперу, с другой стороны, это интереснее, чем просто сходить поесть фастфуд.
Теперь об авторском кино.
Авторский кинематограф – это высокое искусство, которое не каждый зритель может понять. Но именно авторские ленты получают высокие оценки на престижных кинофестивалях. Например, фильм «Айка» Сергея Дворцевого. Современные комедии «Құдалар», «Брат или брак 2», «Бизнес по-казахски» подстраиваются под простые потребности зрителей отдохнуть, развлечься, посмеяться. Но в итоге зрители смеются над собственной жизнью, бытовыми проблемами, семейными неурядицами, при этом проблемы остаются нерешенными. Авторский кинематограф также повествует об окружающей нас жизни, но у авторов получается снять фильм на другом уровне, так что, выходя из кинотеатра, зритель задумывается над поставленными в фильме вопросами.
На Каннском кинофестивале 2018 года председатель жюри, популярная голливудская актриса Кейт Бланшетт целых две минуты обнимала Самал Еслямову, главную исполнительницу фильма «Айка», в благодарность за выдающуюся актерскую игру о трудностях жизни в чужом городе. Так, может быть, нужно посмотреть этот фильм?
Для многих рекомендация Кейт Бланшетт – уже весомый повод посмотреть фильм, удостоенный приза за лучшую женскую роль. Наверное, знаменитая актриса не очень хорошо знает творчество Сергея Дворцевого. Но достаточно посмотреть только этот фильм, чтобы понять, что главная причина успеха фильма кроется именно в режиссерском стиле. В 1995 году Сергей Дворцевой снял документальный фильм «Счастье», позже дипломную работу «Хлебный день», в 2008 году им была снята первая художественная картина «Тюльпан», которая получила главный приз конкурсной программы «Особый взгляд» МКФ в Каннах, и спустя десять лет мы увидели «Айку». Все фильмы Дворцевого стилистически похожи, но его творчество развивается, растет, при этом лишь подчеркивая индивидуальность режиссерского почерка. «Айка» явилась в какой-то степени квинтэссенцией всех прошлых киноработ. Разберем по порядку.
Сюжет фильма – жизнь гастарбайтера в Москве. Всем известный сюжет режиссер ловко трансформирует с помощью замены главного героя на героиню. Нет такого понятия как гастарбайтерша, зато есть Айка – молодая девушка из Кыргызстана, оставившая новорожденного ребенка в роддоме. Почему она в Москве? Почему она оставила родного ребенка? Удивительно, но потому, что в Москве идет снег, какого не было последние сто лет. В фильме постоянно идущий снег является метафорой проблем, которые тяжелым грузом падают на плечи бедной девушки. Она не может их решить и застревает в этой растаявшей смеси из воды, грязи и мусора, а еще страха, проблем со здоровьем и унижения. И с появлением новой проблемы со всех каналов Айка вновь слышит, что снег не перестает идти, а город не справляется с тающим месивом, мешающим нормальной жизни. Несмотря на это, героиня продолжает бороться за свое счастье.
Сидящая рядом со мной на киносеансе журналистка с самого начала фильма возмущалась, почему камера все время «прыгает», неужели нельзя было поставить аппарат на штатив? Что ж, отвечаю: нельзя было, это полностью противоречило бы режиссерской задумке! Из истории кино известно, что кинематографисты использовали так называемую ручную камеру для создания динамичного повествования, так ярче чувствовался эффект присутствия. Можно, конечно, вспомнить, что ранее Сергей Дворцевой снимал документальные картины, поэтому режим «здесь и сейчас» достигается именно таким методом съёмки, но это не так важно. С помощью такой съёмки зритель входит в атмосферу фильма, оказывается рядом с главной героиней, хочет узнать ответы на вопросы, поставленные выше. И да, мы пытаемся, сами того не замечая, понять Айку. Но ведь есть еще один взгляд – взгляд малыша, которого она оставила. Взгляд камеры, находящейся так близко, двигающейся вместе с ней, словно спрашивает: «Мама, куда ты убегаешь? Почему ты меня оставила?» Айка не смотрит на камеру, она от нее бежит. Несмотря на то, что в этом фильме Дворцевой работал с другим оператором, стилистика съемки очень похожа на его предыдущие работы. Реальность Дворцевого никуда не пропала, в художественном фильме она звучит еще ярче, проникновеннее.
Операторская работа помогает нам понять тему фильма. Очень символично имя героини, заложенное в название фильма. Наверное, у каждого из нас есть знакомая Аида, Айша, Айгуль, Айголек или Айгерим, которую мы просто называем Айка, потому что она близкая, родная. Правда, сейчас Айгерим представляется как Гера, а Аскарбек - Оскаром, так модно и круто, но Айка всегда будет рядом с нами, потому что папа или братишка так привыкли называть свою дочь и сестру. Айка интернациональна, она вездесуща, она всегда среди нас. И еще Айкины проблемы всегда возле нас. Просто мы не всегда их замечаем или не хотим замечать. В эпизодах в ветеринарной клинике, где работает Айка, главный врач с любовью и заботой помогает братьям нашим меньшим, будь то такса или игуана, а Айке, которая просит помощи, помогать не хочет. Ей помогает такая же гастарбайтерша, у которой свой ребенок, заболевший ветрянкой, спрятан здесь же, в подсобке клиники. Главный врач неплохой, помогать животным нужно. Помогает же все семейство теленку, застрявшему во фляге, в раннем фильме Дворцевого «Счастье». Но ведь человек не хуже зверя, почему-то людям легче уподобляться зверю по отношению друг к другу. Что и говорить, сама Айка может окунуть голову соперницы, забравшей работу, в раковину, полную воды, может «отшить» неугодного поклонника обидными словами, может отдать родного ребенка, чтобы расплатиться с долгами. Но хочет ли она этого, или ее жизнь тяжелая вынудила? Скорее всего, она хочет дружить с этой поневоле соперницей, хочет быть любимым тюльпаном для поклонника, таким же, какие он каждый день срезает для нее с подпольной плантации в соседней комнате на чердаке, хочет быть мамой. Но не может она позволить себе такой жизни. Разве от хорошей жизни она приехала в эту снежную (читать: проблемную) Москву из солнечного Кыргызстана, где сестра с пятью детьми перебивается изо дня в день? Разве не нужда заставила взять в долг деньги у серьезных людей?
Не нужда. Мечта. Мечта о хорошей жизни, не такой, как у сестры. Мечта о своем бизнесе. Мечта, которую символизирует маленькая брошюра об открытии своего швейного дела. Айка всегда читает ее, когда глаза слипаются от усталости, но книжка-мечта всегда с ней.
По большому счету все отечественные кинематографисты снимают фильмы на одну тему, все о нашей жизни. Но идея у всех разная. В финале картины Айка не выдерживает напора материнского инстинкта, дает ребенку грудь. А каждая мама знает, что ребенок, приложенный к груди, это святое, главное в жизни, лучшее в жизни. Безусловно, актерская игра Самал Еслямовой в этом фильме прекрасна. Для достижения такой правдивости на экране многие режиссеры берут непрофессиональных актрис. В таком случае героиня-актриса не играет, она живет на экране. Когда смотришь на Самал, кажется, будто она действительно живет такой жизнью. Однако, нисколько при этом не умаляя работы Самал Еслямовой, нужно отметить грамотную работу режиссера с актрисой. Сергеем Дворцевым перед актрисой была поставлена правильная актерская задача. Не зря ведь говорят среди кинематографистов: нет плохих актеров, есть плохие режиссеры. Финал открытый, режиссеры это любят, думайте, что хотите. Но в любом финале считывается настроение, которое режиссер создавал весь фильм. Атмосфера надежды в картинах Дворцевого неизменна. На протяжении всего фильма мы следим за Айкой, живем с ней, надеемся с ней.
Я сегодня еще раз поцелую своих детей перед сном, радуясь, что мне не нужно их продавать, чтобы выжить, радуясь, что мне не нужно расфасовывать печенье ночью, когда мои дети без присмотра спят возле открытой печки, радуясь, что учительница не заругает ее за цветные колготки, когда все одноклассницы ходят в белых. Но всегда каждый из нас немного Айка, наши проблемы никогда не закончатся. Так будем любить детей, пока у других их еще нет, беречь родителей, когда у других их уже нет. Начнем с себя, а потом поможем Айке, которая всегда будет рядом. И ее проблемы тоже всегда будут рядом.
В настоящее время наблюдается два ярких направления развития казахского кинематографа: коммерческий и авторский. Мы будем ходить на коммерческие картины, потому что это легко и весело. Но искусство сегодня живет в авторских фильмах. Искусство ставит трудные вопросы, дает пищу для размышлений, учит нас быть лучше. Искусство жизненно необходимо нам. Поэтому нужно посмотреть фильм Сергея Дворцевого «Айка».
Камила Габдрашитова, киновед
Оцените рецензию
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий