«Большой»: Большие гонки в ритме вальса

Рецензия «Большой»

Вышедший в казахстанский прокат фильм Валерия Тодоровского «Большой» - хрестоматийный пример того, как авторы умело манипулируют зрителем, прикрывая темой искусства и звучанием великой классической музыки немало любопытных «мин» замедленного действия.

Балерина Юлия Ольшанская отрабатывает упражнения и вспоминает детство. Тогда педагог по балету из некоего города Шахтинска Владимир Потоцкий, на вид бомжеватого вида алкоголик, привез ее в Москву поступать в хореографическую академию. Через своего учителя Галину Михайловну Белецкую ему удается пристроить Юлю. В награду она ему выдает деньги на пиво и обратный билет, просит успокоить мать. Галина с первых секунд в Академии проявила дерзкий нрав, и это понравилось Галине Михайловне, хоть она и пыталась быть с ней строгой. В группе с Юлей по таланту могла сравниться только Карина Курникова. Белецкая всюду защищает Ольшанскую, пока не начинает страдать от симптомов кратковременной потери памяти.

Итак, мы имеем главную героиню, у которой намечается непростой путь к вершинам балета, ее строгую наставницу и подружек-однокурсниц, с которыми рано или поздно придется конкурировать. Перед режиссером и сценаристами открылся большой простор для маневра. Здесь даже под «Черного лебедя» Даррена Аронофски закосить можно, «закрасив» новый продукт психологическими подробностями. Да и мультфильм «Балерина» с его наивной историей для маленьких девочек выглядел вполне себе ориентиром. Однако Валерий Тодоровский захотел объять необъятное, и в фильме «Большой» взял ото всюду понемногу. Хотели как лучше, получилось как всегда.

Главной проблемой картины является своеобразное отношение авторов к построению драматургии. Постоянные флэшбэки, прыжки во времени, вместо того, чтобы плавно подводить к кульминации, наоборот, разбивают любые попытки натянуть нерв до предела и выстрадать кульминацию. Уход на некоторые эпизоды случается в тот момент, когда информация из них уже не нужна и воспринималась из-за этого как лишняя. Порой сложно понять, в какое время в очередной раз перенес действие монтажер, и кто все эти люди на экране.

Вторым весомым минусом стало четкое обозначение конфликта фильма. Сложно навскидку определить, кто главный противник Юли на время фильма. Добрая Карина, строгая, но справедливая Галина Михайловна, родная мать или главная героиня в одиночку сражается против всего мира? Варианты все неверные. Потому что эта история об этакой пассивной принцессе, которой все дается не вопреки, а благодаря. Абсолютные везунчики, в принципе, мало кому нравятся, и даже в сказках нужно чего-то добиться самостоятельно. Сама Юля же совершает за весь фильм единственный поступок, да и тот оказывается отрицательным. И она выглядит безразличной к самому искусству, ей словно не важно, какую партию танцевать – Аврору, Офелию или стоять в массовке. Авторы фильма грешат смешением акцентов на техническую сторону балета, забывая, что он славен не только выученными движениями и позициями.

Не полностью раскрыта тема закулисной жизни балерин в академии и в театре. Хотя именно на это режиссер делал ставку. Да, звучат горькие признания, полезные советы, показаны занятия и развлечения юных балерин. Но все это выдержано в таком светлом духе, будто раза 3 прошло проверку на цензуру, сохранившую упоминания лишь о тех проблемах, про которые давно известно и говорится на самых верхах.

Авторы фильма, видимо, не особо переживали из-за драматургических дыр. Потому что знали, какой волшебной силой обладает великое искусство. В фильме снялись 70 артистов балета, не считая большинства исполнителей главных ролей – профессиональных танцовщиков. Говорят, что каждый должен заниматься своим делом, ни к солистке Варшавского оперного театра Маргарите Симоновой, ни к Анне Исаевой, ни к знаменитому хореографу Николя Ле Рошу претензий в плане актерской игры не было. По сути, они в какой-то мере играли самих себя, то исполняя сложнейшие балетные элементы, то в рамках предоставленных сценаристом возможностей рассуждали о жизни людей искусства, смеясь над собой или окружающими.

Отдельных аплодисментов заслуживает девочка Екатерина Самуйлина, которая отыграла, харизматичную и интересную в плане характера реинкарнацию Юлии. Как всегда, неподражаема Алиса Фрейндлих, только непонятно, почему вместо бывшей балерины в кадре периодически мелькала изрядно постаревшая Людмила Прокофьевна из «Служебного романа». Столь занятное возвращение выглядит мило, но в таком случае стоило в графу жанр дописать, что «Большой» - это трагикомедия.

На выходе мы имеем волшебную сказку, которая подойдет взрослым, застрявшим в детстве либо желающим просто насладиться красивыми профессионально исполненными балетными номерами из балетов «Спящая красавица» и «Лебединое озеро», самой шедевральной музыкой Петра Чайковского. Фильм «Большой» при всем желании не угонится за лучшими кинолентами о жизни артистов оперы и балета, но как минимум один раз позволит прожить 2 с лишним часа как в сказке.

В кино ходил Альберт Ахметов

 

Расписание картины Валерия Тодоровского «Большой» доступно в афише кинотеатров.

 

Редакция «Бродвея» благодарит за приглашение на показ фильма «Большой» компанию «Меломан» и кинотеатр Kinopark 11 IMAX.

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Выбор Бродвея

19 Июля

10 казахстанских молодежных фильмов

Мнения

18 Июля

Владимир Толоконников. Уходит всё, но образы бессмертны

В память о великом артисте

Знай в лицо

Сергей Азимов

Режиссер

Владимир Толоконников

Актер

Иван Чикноверов

Режиссер

Азат Сейтметов

Актер

Рашид Нугманов

Режиссер

Турахан Садыкова

Актриса

Раиса Мухамедьярова-Мусрепова

Актриса

Арслан Акубаев

Актер