Эксплуатация темы 90-х в казахском кино

Эксплуатация темы 90-х в казахском кино

Каждый из нас задавался вопросом, почему же кинематографисты до сих пор педалируют тему девяностых. То время воспринимается как отдельный исторический период. И осмысление этого периода должно было закончиться в 2007 году, а именно после выпуска фильма «Рэкетир». Но в 2016 году, с разницей в месяц, на большие экраны выходят сразу две криминальные драмы.


«Тараз» для Нуртаса Адамбая – первый опыт создания криминальной драмы после череды комедий, которые хорошо показали себя в прокате. В картине Адамбай старательно поддерживает миф о Южном Казахстане и лихих нравах людей, проживающих там. Это история про трех друзей детства. Во время потасовки в ночном клубе погибает сын криминального авторитета. Ребята сбегают из города, понимая, что их начнут преследовать.

Кадр из фильма «Тараз»

В «Районах» Акан Сатаев воспевает ностальгию по юности. По-другому объяснить факт, что это уже третий его фильм криминальной тематики, невозможно. Нам рассказывают про Арсена, переезжающего с матерью и сестрой в Алматы. Ему приходиться вливаться в компанию ребят с района.

Нуртас Адамбай в одном из интервью отметил:

«Чтобы отбить 400 тысяч долларов, которые мы вложили, нужно чтобы фильм собрал 1,1 млн долларов, потому что есть проценты кинотеатров, дистрибьюторов, налоги. В наше время на рынке такую сумму трудно заработать».

Значит нельзя утверждать, что криминальные драмы создаются с целью достижения коммерческого успеха.

Кадр из фильма «Районы»

В нашей стране для части населения актуален культ физической решительности. Человек, жаждущий справедливости, понимает – для того чтобы достичь желаемого, придется применить силу. Что отсылает нас к архаике, к казахским батырам, которые с помощью отваги решали насущные проблемы. Может быть, менталитет играет в этом феномене свою роль. Отметим, что и как такового социального лифта в фильмах не прослеживается, даже если герой достигает материального благополучия или приближается к решению сверхзадачи – он умирает.

Кадр из фильма «Жмурки»

В той же России тема девяностых больше не поднималась в кинематографе после выхода фильма «Жмурки» (2005 г.). Это произошло, потому что в стране появляется средний класс – люди, заработавшие большой капитал своим трудом и получающие дивиденды с интеллектуальной собственности. В Казахстане же подобных известных примеров нет. Сейчас киноделы в России паразитируют на темах ВОВ, Великой Руси и комедиях. Есть, конечно, и режиссеры, которые освещают насущные темы российского общества. Люди могут ознакомиться с их фильмами в интернете. В Казахстане актуальные вопросы поднимают участники «Партизанского кино», они презентуют свои фильмы на фестивалях, но у зрителей нет доступа к работам этих молодых режиссеров.

Пора бы уже закрыть тему девяностых и обратить свой взор на актуальные проблемы нынешнего общества, делать кино о действительности, задавать вопросы и давать на них ответы.

 

Айдана Жанадилова

Болат Искаков

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

В Париже состоялся показ двух казахстанских фильмов

Картины представили актриса Алтынай Ногербек и режиссер Батырхан Дауренбеков

Brod.kz

Мировая премьера фильма «Она» Акана Сатаева

Картина будет показана в рамках Busan International Film Festival 2017

Brod.kz

Фильм «Больше, чем кино» Аскара Бисембина выйдет в ноябре 2017 года

Данияр Алшинов и Аружан Джазильбекова впервые сыграли в одной картине

Brod.kz

Рецензии

13 Октября

«Аритмия»: Пациент жив

Мировое кино

13 Октября

Настольная игра «Колонизаторы» станет полноценным фильмом

Студия Sony покупает права

Знай в лицо

Людмила Артемьева

Актер

Рустем Абдрашев

Режиссер

Вадим Курчевский

Режиссер

Яков Протазанов

Режиссер

Николай Лебедев

Режиссер

Георгий Милляр

Актер

Светлана Харитонова

Актер

Анатолий Креженчуков

Актер