È

Эксплуатация темы 90-х в казахском кино

Эксплуатация темы 90-х в казахском кино

Каждый из нас задавался вопросом, почему же кинематографисты до сих пор педалируют тему девяностых. То время воспринимается как отдельный исторический период. И осмысление этого периода должно было закончиться в 2007 году, а именно после выпуска фильма «Рэкетир». Но в 2016 году, с разницей в месяц, на большие экраны выходят сразу две криминальные драмы.


«Тараз» для Нуртаса Адамбая – первый опыт создания криминальной драмы после череды комедий, которые хорошо показали себя в прокате. В картине Адамбай старательно поддерживает миф о Южном Казахстане и лихих нравах людей, проживающих там. Это история про трех друзей детства. Во время потасовки в ночном клубе погибает сын криминального авторитета. Ребята сбегают из города, понимая, что их начнут преследовать.

Кадр из фильма «Тараз»

В «Районах» Акан Сатаев воспевает ностальгию по юности. По-другому объяснить факт, что это уже третий его фильм криминальной тематики, невозможно. Нам рассказывают про Арсена, переезжающего с матерью и сестрой в Алматы. Ему приходиться вливаться в компанию ребят с района.

Нуртас Адамбай в одном из интервью отметил:

«Чтобы отбить 400 тысяч долларов, которые мы вложили, нужно чтобы фильм собрал 1,1 млн долларов, потому что есть проценты кинотеатров, дистрибьюторов, налоги. В наше время на рынке такую сумму трудно заработать».

Значит нельзя утверждать, что криминальные драмы создаются с целью достижения коммерческого успеха.

Кадр из фильма «Районы»

В нашей стране для части населения актуален культ физической решительности. Человек, жаждущий справедливости, понимает – для того чтобы достичь желаемого, придется применить силу. Что отсылает нас к архаике, к казахским батырам, которые с помощью отваги решали насущные проблемы. Может быть, менталитет играет в этом феномене свою роль. Отметим, что и как такового социального лифта в фильмах не прослеживается, даже если герой достигает материального благополучия или приближается к решению сверхзадачи – он умирает.

Кадр из фильма «Жмурки»

В той же России тема девяностых больше не поднималась в кинематографе после выхода фильма «Жмурки» (2005 г.). Это произошло, потому что в стране появляется средний класс – люди, заработавшие большой капитал своим трудом и получающие дивиденды с интеллектуальной собственности. В Казахстане же подобных известных примеров нет. Сейчас киноделы в России паразитируют на темах ВОВ, Великой Руси и комедиях. Есть, конечно, и режиссеры, которые освещают насущные темы российского общества. Люди могут ознакомиться с их фильмами в интернете. В Казахстане актуальные вопросы поднимают участники «Партизанского кино», они презентуют свои фильмы на фестивалях, но у зрителей нет доступа к работам этих молодых режиссеров.

Пора бы уже закрыть тему девяностых и обратить свой взор на актуальные проблемы нынешнего общества, делать кино о действительности, задавать вопросы и давать на них ответы.

 

Айдана Жанадилова

Болат Искаков

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

25 Декабря, 2020

Казахстанский спорт в кино

Быстрее, выше, сильнее

Brod.kz

Акан Сатаев завершил съемки фильма «Боксер»

Серика Сапиева сыграл Смадияр Сабыров

Brod.kz

Акан Сатаев подвел итоги работы «Казахфильма»

Он возглавляет киностудию более трех месяцев

Brod.kz

Рецензии

07 Января

«Фестиваль Рифкина»: рай для киноманов

Казахстанское кино

28 Декабря

Юрий Быков поделился впечатлениями от фильма «Черный, черный человек»

Адильхан Ержанов ему ответил

Знай в лицо

Сэм Левинсон

Актер

Эдвард Ферлонг

Актер

Эверт Де Ягер

Актер

Санне Ден

Актер

Бас Кейзер

Актер

Лотти Хеллингман

Актер

Катя Херберс

Актер

Элса Май Аврилл

Актер