Кинофестиваль «Евразия»: «Кентавр»
На церемонии закрытия тринадцатого Международного кинофестиваля «Евразия» картина кыргызского режиссера Актана Арым Кубата «Кентавр» удостоилась приза жюри NETPAC, а спустя несколько минут получила приз жюри основного конкурса за лучшую режиссуру. Примечательно, что получив первую награду, постановщик молча ушел со сцены, но уже во второй раз выговорился по полной. В частности, Кубат поблагодарил Казахстан и фестиваль, который никогда не оставляет без наград (напомним, что семь лет назад фильм «Свет-аке» удостоился «Гран-при» «Евразии») не только его, но и его сына (в 2015 году фильм Мирлана Абыкалыкова «Небесное кочевье» также получил «Гран-при» фестиваля).
Действие фильма разворачивается в глухом кыргызском ауле, где живет главный герой по кличке Кентавр. Живет он не один, а вместе с молодой глухонемой супругой и их сыном, который физически здоров, но не разговаривает.
Кентавр искренне верит в то, что когда-то боги разгневались на могучий кыргызский народ (потомков кентавров) за то, что он нарушил свое истинное предназначение, и обрушили на него страдания. Но если найти настоящего скакуна и проскакать ночью по степи с молитвой о прощении за деяния своих предков, как тут же явится сам Камбар-Ата и отменит силу своего проклятия. И тогда его народ вновь станет всесильным и благородным.
Чтобы снять проклятие с народа, Кентавр становится конокрадом и похищает скакунов у местных богатеев, вскоре правда о преступнике всплывает.
Премьера новой картины Актана Арым Кубата состоялась в рамках программы «Панорама» на Берлинале-2017. Фильм завоевал награду Международной конфедерации авторского кино CICAE, поэтому неудивительно, что «Кентавр» считался одним из главных фаворитов нынешней «Евразии».
Тем не менее нельзя не отметить тот факт, что ничего выдающегося в социально-лирическом опусе кыргызского режиссера нет, не в визуальном плане, не в истории. «Кентавр», по сути, довольно типичное для среднеазиатского региона авторское кино, которое пытается осмыслить современность через призму неуместного или так называемого «чистого» человека. Здесь вновь противопоставляется богатые и бедные, традиционалисты и нонконформисты, все это приправлено лирикой и якобы злободневным высказыванием на актуальную тему «арабизации» региона.
К слову, тема повального увлечения религией, которая актуальна и для Казахстана, в картине как раз-таки оказалась недораскрытой. Да, персонажи, которые просят деньги на хадж, по началу казались забавными, однако их условная комедийность так и не получила достойного развития. Вместо этого Актан Арым Кубат вводит спекулятивный эпизод с демонстрацией картины Толомуша Океева в перестроенном здании клуба, куда приходят молиться местные верующие. Кому-то эта сцена могла показаться трогательной и глубокой, но слишком уж прямолинейно постановщик пытается противопоставить религию и искусство.
Нельзя не отметить и явный комплекс малой народности, коим пропитан фильм и который, к сожалению, актуален и для казахстанских кинематографистов. Увы, мысли о былом величии народа не отпускают и кыргызских кинематографистов, и в «Кентавре» они в открытую высказываются главным героем и автором.
Глобальные темы режиссер пытается уравновесить лирическими линиями, вводя в сюжет жену, сына и вдову-продавщицу, у которой главной герой покупает максым (национальный напиток). И снова все выглядит излишне спекулятивно. И глухонемая супруга, понимающая только русскую речь и письменность (языковой вопрос опять же актуальный и для нашего региона), и мальчик, кричащий «Папа» в конце фильма, и сложная судьба женщины, которую опекает друг покойного супруга. Все это наполняет «Кентавр» излишней мелодраматикой, часть из которой можно было бы отбросить при монтаже.
Таким образом, «Кентавр» - очередная среднеазиатская авторская картина, нацеленная на то, чтобы удивить жюри международных кинофестивалей своеобразной экзотикой. Смотрится любопытно, но забывается быстро и желания пересмотреть не вызывает.
В кино ходил Карим Кадырбаев
Оцените рецензию
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Болат Кисамбаев
10 августа 2017, 11:43Да, действительно сильное кино. Очень много всего сказано и показано. Про традиции, нравы, культуру, причем не толкьо материальную, но и духовную( затрагивая острую тему религии, национальных праздников и прочего). С оммажем и большой любовью на классические ленты кыргызского кинематографа.