Путь Кунанбая

Путь Кунанбая

В прокат вышел фильм «Кунанбай», режиссером и главным исполнителем которого выступил известный казахстанский актер Досхан Жолжаксынов. Сценарий был написан выдающимся казахским писателем Таласбеком Асемкуловым в соавторстве с Досханом Жолжаксыновым.

Картина, сделанная в жанре историко-биографической драмы, рассказывает о судьбе одного из самых властных людей своего времени, а также отца самого Абая Кунанбаева, легендарного Кунанбая Оскенбайулы в сложный период его жизни. Фабульной основой фильма стали сцены с Кунанбаем из романа-тетралогии Мухтара Ауэзова «Путь Абая». Фильм получил приз от жюри НЕТПАК как «Лучший центральноазиатский фильм» на прошедшем кинофестивале «Евразия».

КунанбайВ великом произведении Ауэзова линия с отцом Абая - одна из ключевых. Но, несмотря на значение персонажа, сам роман об Абае. Фильм же целиком и полностью посвящён Кунанбаю: его роли в обществе, сугубо личным переживаниям и мыслям о казахах, а также о месте, которое он занимал в истории своего народа. Почва благодатная, ведь практически немногие «наши» литературоведы и историки посвящали свои исследования именно теме Кунанбая, а фильмов, затрагивающих его личность, и вовсе нет. Долгие годы советская пропаганда интерпретировала его роль в угоду своим целям, и многие казахи неверно думали о нем, судя его по заранее готовым ярлыкам и слухам. Конечно, сейчас, по истечении времени, уже невозможно что-то сказать о нем объективно, без прикрас и обвинений в человеческом смысле. В историческом же, Кунанбай, надо признать, был противоречивым персонажем. Да, он был великим мыслителем и судьей, вершившим судьбы целых племён и находившим ответы на самые сложные вопросы. Да, он читал намаз, несколько раз совершил хадж, построил мечеть. Но, в то же время, он был довольно жесток и хитер: уничтожал тех, кто выходил против него и отнимал все их имущество. Самым страшным способом он проклял Абая, своего родного сына, когда тот взбунтовался против жестких методов своего отца. Такой человек требует глубоких размышлений о его роли в истории казахского народа.

КунанбайСитуацию для создателей фильма усугубляло и то, что почти все о нем уже рассказал сам Ауэзов - Кунанбай был запечатлен в великое произведение посредством мощного казахского языка и, тем самым, остался в истории на века. У Досхана Жолжаксынова, потратившего столько времени и сил на этот фильм, было два выхода: придумать оригинальную концепцию по отношении к Кунанбаю и блестяще передать его на экране. И то и другое он сделал на самом высоком уровне.

Во-первых, главный герой фильма показан внутренне слабым, рефлексирующим, а временами глубоко неуверенным в себе человеком со всеми вытекающими из этого последствиями. Снаружи он жесткий и решительный, но внутри наоборот: он с рвением просит прощения у Аллаха за каждое свое решение, кается и плачет, прося советов и поддержки у своей матери, легендарной Зере. Это неожиданная и весьма интересная трактовка. Мухтар Ауэзов все-таки сделал Кунанбая больше протагонистом Абая, и вследствие этого, более уверенным во всех своих действиях, человеком.

Во-вторых, неуверенного в себе властителя Жолжаксынов сыграл превосходно. Взгляд, жесты, интонация в монологах, повороты головы, даже подрагивание век в споре с другими представителями племён – видна старая, классическая актёрская школа, подарившая нам Тунгышбая Жаманкулова (в фильме сыграл маленькую, но запоминающуюся роль), Нурмухана Жантурина и Асанали Ашимова.

КунанбайРежиссер импонирует своему герою. «Кунанбай» – это попытка восстановить справедливость по отношению к запятнанной памяти великого человека и его чести, затерявшейся в песках лжи, зависти и лицемерия. В этом аспекте фильм удался. Чувствуется величие Личности, что немаловажно в жанре биографического кино.

Картина погружает нас в то смутное время, когда Казахстаном управляла Российская империя, и в обществе бушевали недовольства, когда происходил исторический слом, остро принятый в обществе. Атмосфера передана профессионально, во многом благодаря работе оператора-постановщика Рифката Ибрагимова и художника-постановщика Рустама Одинаева.

Разумеется, это не «Кочевники» или «Монгол». Скорее, камерная картина о личных переживаниях одного человека. Драматургически картина является компиляцией из разных сцен «Пути Абая». В связи с этим «выплывает» один минус: сцены не связаны друг с другом, являясь отдельными «островками», а в конце не ощущается цельности, общей связующей конструкции нет. Это главная проблема в работе с литературными произведениями и, похоже, её не сумели преодолеть.

КунанбайФильм, несмотря на свой исторический вектор, является актуальным. Ведь события, происходящие в нем, сильно напоминают ситуацию с сегодняшним Казахстаном: социальные и общественные преобразования, влияние России (конечно, не такое сильное, как тогда, но все же), смута среди народа, волнения из-за экономического положения. Страна на перепутье, как и во времена Кунанбая. Режиссер выбрал «правильное» время для киноленты, потому что сейчас нам нужны такие люди, как Кунанбай, умевший судить строго, но, все же, справедливо и по закону. Таких умных и авторитетных людей среди власть имущих сейчас мало. Время размельчало, люди размельчали… Впрочем, я отвлекаюсь.

Несмотря на то, что слово «патриотизм» в наше время сильно скомпрометировано, хочется сказать, что «Кунанбай» действительно патриотичный фильм, поднимающий дух человека и показывающий честное лицо одного из лучших сыновей своего народа.

КунанбайДля многих будущих поколений жизненный путь Кунанбая будет ярким примером пути доблести, справедливости и чести.  

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

17 Ноября, 2016

Фильм «Фантастические твари и где они обитают»: НаТВАРИли на новую франшизу

Рецензия на фильм «Фантастические твари и где они обитают»

Альберт Ахметов

Рецензии

1 Июля, 2016

Ловец снов

Большой и добрый

Данияр Кенжибаев

Рецензии

8 Ноября, 2016

По-хорошему о лучшем

Рецензия на фильм Оксаны Карас «Хороший мальчик» 

Альберт Ахметов

Рецензии

26 Июля, 2016

Убийственная красота

Рецензия на фильм Николаса Виндинг Рефна «Неоновый демон»

Aidana Mamayeva

Рецензии

12 Января

«Закон ночи»: Гангстеры снова под прицелом

Казахстанское кино

12 Января

Сериал «Огей журек» возвращается на экраны

Многосерийная драма полюбилась казахстанцам

Знай в лицо

Раиса Мухамедьярова-Мусрепова

Актриса

Берик Айтжанов

Актер

Айдар Баталов

Режиссер

Игорь Вовнянко

Режиссер

Сергей Азимов

Режиссер

Ася Оспанова

Актриса

Игорь Гузун

Актер

Майра Омар

Актриса