Рашид Нугманов: «Для казахстанских кинематографистов возможности неограниченны»

Интервью с Рашидом Нугмановым

Считанные недели остались до начала XIII Международного кинофестиваля «Евразия», который в этом году пройдет в столице Казахстана – Астане. «Бродвей» начинает серию публикаций о самом масштабном киносмотре страны с интервью, в котором генеральный директор МКФ «Евразия» расскажет о том, что ожидает гостей фестиваля в этом году.


- В прошедшие два года основными темами кинофестиваля «Евразия» были Шелковый путь и Любовь. Какая тема будет главенствовать на «Евразии» в этом году, будет ли она перекликаться с проходящей выставкой EXPO-2017?

- Мы решили, что в этом году главной темой кинофестиваля «Евразия» станет то, ради чего этот кинофестиваль, собственно, и создавался в свое время – как мост культур между Азией и Европой. Это и отражено на наших плакатах. Однако в этом году, помимо конкурсных и внеконкурсных программ, впервые будет проведен кинорынок, и у каждого из этих мероприятий своя тема и свой девиз. Поскольку кинорынок проводится впервые, нам предстоит в совместных дискуссиях участников определить, в каком направлении ему двигаться в будущем. Мы предлагаем рассмотреть цифровой путь развития кинорынка Казахстана.

Мы расположены в регионе, удалённом от крупных европейских и азиатских центров. Сам кинорынок Казахстана дисперсный, он разбросан по огромной территории с невысокой плотностью населения и небольшим количеством кинозалов, сосредоточенных в нескольких агломерациях. Такой кинорынок, естественно, не вызывает того же интереса, как соседние рынки Китая, Индии, той же России, и не составляет им конкуренции. Чтобы кинорынок имел какой-то более или менее серьезный интерес, нам необходимо расширить его границы, выйти за пределы Казахстана, сосредоточив внимание на новых способах продажи и приобретения контента. Думаю, наш путь – это цифровое направление развития кинорынка.

Президент в последнем послании народу высказал концепцию «Цифрового Казахстана». Именно такая концепция нам и нужна. Она не требует, чтобы со всего мира за тысячи километров к нам съезжались продавцы и покупатели фильмов. Самые крутые из них и не приедут, зачем им это? Это ни Канны, ни Берлин, ни Торонто и ни Американский кинорынок, где совершаются многомиллионные сделки. Однако мы можем предложить цифровую платформу для продажи и покупки картин, некий Amazon.com для аудиовидеопродукции. И вот под эту концепцию мы предложили вторую тему кинофестиваля, которая уже непосредственно относится к кинорынку – Цифровой путь. Это логическое продолжение Шелкового пути в эпоху цифровых коммуникаций. На данный момент в кино это самое актуальное направление: цифровое производство, цифровая дистрибуция, дистанционная продажа прав, дистанционный показ и стриминг в кинотеатры из дата-центров. Добавьте к этому Международный финансовый центр Астана (МФЦА) с его льготным налогообложением и нормами британского права, и вы получаете отличную и вполне востребованную бизнес-платформу для развития современного цифрового кинорынка.

Вот эти две темы: «Мост культур» и «Цифровой путь» – и станут двумя сторонами одной медали под названием XIII Международный кинофестиваль «Евразия»

Что касается EXPO-2017, то, разумеется, фестиваль будет перекликаться с выставкой в своей устремленности в будущее. А иначе не было бы смысла проводить его в соседнем здании.

- «Евразия» впервые за долгое время проводится в Астане. Насколько сложно было выстраивать логистику фестиваля, учитывая тот факт, что сейчас в столице и без того проходит масса культурных мероприятий?

- Конечно, за те два года, что наша дирекция проводила фестиваль в Алматы, у нас уже сложилась команда, и все отработано, нам было бы намного проще работать там. С другой стороны, фестиваль в Астане – это новые вызовы. Всю дирекцию из Алматы не привезешь, нужно задействовать местные кадры. Кроме того, большинство кинематографистов живут и работают в Алматы. В предыдущие годы деловая площадка стала своего рода сердцем фестиваля, где проходили мастер-классы, дискуссии, круглые столы, пресс-конференции, и на этих мероприятиях всегда была высокая посещаемость за счет действующих и начинающих кинематографистов. Сейчас им придется ехать из Алматы в Астану, чтобы поучаствовать в деловой площадке и на кинорынке.

Другая проблема, которая скрыта от тех, кто далек от фестивальной деятельности в Казахстане – это тендерная система. То есть дирекция кинофестиваля каждый год определяется буквально за 2-3 месяца до начала самого фестиваля в результате конкурса, и работать приходится в плотном авральном режиме. Но мы справляемся, благо, что в Астане есть довольно много молодых людей, которые горят и хотят работать. Так что и сложно, и интересно. Есть ощущение, будто проводишь фестиваль впервые, приходится генерить много новых идей, а такой процесс всегда захватывает творческих людей. И я понимаю, что это будет совсем другой фестиваль, непохожий на те, что проводила наша дирекция в предыдущие годы.

- Расскажите о фестивальном центре и местах, где будут проходить основные показы конкурсных и внеконкурсных программ.

- Поскольку в этом году фестиваль непосредственно связан с EXPO, то и фестивальный центр расположен рядом с выставочным центром, в новом отеле столицы Wyndham Garden, именно там будет проводиться кинорынок, там же поселятся его гости. Что касается кинопоказов, то они будут проводиться в мультиплексе Chaplin Mega Silk way, здание которого прилегает к EXPO.

Нам удалось сконцентрировать практически всё в одном месте. И это очень удобно, не нужно будет ездить по городу. Гость фестиваля может посмотреть фильм и сразу после него посетить кинорынок в соседнем здании.

- Каким образом будет представлено казахстанское кино на кинофестивале «Евразия», помимо основной конкурсной программы?

- У нас много разных способов для представления казахстанского кино на «Евразии». Пути практически неограниченны. Любой казахстанский кинематографист, имеющий на руках законченную или незаконченную картину, сможет представить ее на кинофестивале в той или иной секции.

Помимо конкурсной программы полнометражных картин, куда попал «Оралман» Сабита Курманбекова, мы проводим конкурс короткометражного кино, где будут представлены шесть казахстанских картин. Есть особая программа, которую ведет Национальная Академия кинематографических искусств и наук, – ежегодная национальная кинопремия «Тулпар», в рамках которой мы покажем все фильмы, претендующие на эту премию, а это порядка 13 картин.

Отбор фильмов на национальную премию «Тулпар» проходит следующим образом: любая казахстанская картина, имевшая прокат не менее семи дней в период с октября прошлого года по сентябрь нынешнего года имеет право на то, чтобы быть представленной для тайного голосования членов Академии. Показы мы проведем на «Евразии», а вручение премии пройдет в сентябре в Алматы на день города.

Кроме того, у нас есть детская программа, где также будут представлены отечественные фильмы. Ну и опять же кинорынок предоставляет неограниченные возможности для наших кинематографистов для представления своих проектов на территории самого кинорынка на LED-дисплеях, а также можно зарезервировать один из фестивальных залов мультиплекса Chaplin. Все эти услуги мы предоставляем бесплатно. Более того, обеспечиваем бесплатный приезд и проживание участников кинорынка в Астане.

В общем, с нынешнего года буквально любая отечественная картина может быть показана на кинофестивале «Евразия» в той или иной программе. Никаких лимитов нет. И я надеюсь, что это станет одной из традиций фестиваля.

- В предыдущие годы внимание молодых и опытных кинематографистов было направлено в сторону бизнес-площадки Eurasia Spotlight. В этом же году, помимо Eurasia Spotlight, впервые будет проведен кинорынок. Расскажите подробнее об этих двух площадках.

- О кинорынке я уже подробно рассказал выше. Что касается деловой площадки Eurasia Spotlight, где проходили питчинги в предыдущие годы, то и в этом году она продолжит свою работу. Более того, в рамках расширенной программы свои проекты представят как молодые кинематографисты, так и зрелые мастера.

Кинорынок у нас будет работать очень сконцентрированно. Он стартует на следующий день после открытия фестиваля и пройдет в интенсивном рабочем режиме три дня, а затем в рамках Eurasia Spotlight бизнес уступит место искусству и образованию. Главное отличие нынешней площадки Eurasia Spotlight – тесная интеграция с кинорынком и расширенная деловая программа. В остальном все остается в рамках многолетней традиции.

 

Благодарим Рашида Нугманова за интервью!

 

 

Беседовал Карим Кадырбаев

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Болат Кисамбаев

01 Августа 2017, 12:48

Хорошее интервью

Рекомендуем

XIII Международный кинофестиваль «Евразия» пройдет в Астане

Даты проведения фестиваля - с 22 по 28 июля 2017 года

Brod.kz

Казахстанское кино

3 Августа, 2016

Eurasia Spotlight

Примите участие в SHOW-CASE кинопроектов 

Aidana Mamayeva

Рецензии

17 Ноября

Clique Film Fest: «Мир, полный чудес»

Мировое кино

18 Ноября

«Монстры на каникулах 3»: первый дублированный трейлер

Селена Гомес рассказывает о будущей премьере

Знай в лицо

Логан Лерман

Актер

Билли Зейн

Актер

Даниил Вахрушев

Актер

Брэд МакМюррей

Актер

Анатолий Абрамов

Актер

Александр Вокач

Актер

Ирина Большакова

Актер

Олег Мусин

Режиссер