Рашид Нугманов: «Я ставлю цель не просто научить ремеслу, а открыть художника»

Рашид Нугманов: «Я ставлю цель не просто научить ремеслу, а открыть художника»

Рашид Нугманов - режиссёр культового советского фильма «Игла», где в главных ролях сыграли рок-музыканты Виктор Цой и Пётр Мамонов. Однако Рашид Мусаевич не только снимает именитые картины, но и активно занимается популяризацией казахстанского кинематографа. Сегодня, в нашем интервью Вы узнаете, над какими проектами сейчас занят режиссёр и какие изменения он бы предложил киностудии «Казахфильм».

 

- Рашид Мусаевич, Вы - генеральный директор XI Международного кинофестиваля «Евразия». Расскажите, были ли Вами подмечены ошибки в прошедшем фестивале, ожидать ли сюрпризы гостям будущего кинофестиваля?

- Я не вижу серьезных ошибок. Может быть, кому-то что-то не нравится, но это нормально. Направление, которое мы выбрали, я считаю абсолютно верным. В первую очередь, мы видим фестиваль как профессиональную площадку для развития кино в Казахстане, а не фасадный корпоратив для приглашения звёзд за баснословные гонорары. «Евразия» проводится за счёт народного бюджета, и в наши трудные времена оплачивать знаменитостей, которые пройдутся разок по красной дорожке перед снятыми с занятий студентами - не наш путь. Даже Каннский фестиваль с его огромным бюджетом ничего не платит звездам, быть там – престижно для них самих и для проектов, которые они представляют и которые покрывают их маркетинговые гонорары. Необходимо тщательно строить репутацию фестиваля, сделав упор на деловые составляющие и, конечно, на подбор фильмов. В 2015 году у нас была очень сильная программа, можно было бы сделать её обширнее, но финансовые ограничения не позволили, ведь за право показа мы платим валютой. Но даже при нашем ограниченном бюджете у нас было немало нововведений: мы открыли секции документальных, короткометражных и детских фильмов. В рамках «Евразии» был представлен новый кинофестиваль, организованный акиматом Алматы, «Созвездие Шакена».

Рашид Нугманов

 

Кто-то остался не доволен платными билетами на показы фестивальных картин, которые ранее были бесплатными. Но, во-первых, для демонстраций кинолент была предоставлена великолепная современная площадка - Kinopark в Esentai Mall. Они ведь тоже не альтруисты, им необходимо покрыть хотя бы часть расходов, при этом цены на фестивальные показы были доступными, ниже обычных в 2-3 раза, и шли в счет аренды тех самых залов, которые мы использовали. Уверяю вас, ни на одном более-менее серьезном фестивале вы не найдете полностью бесплатного показа для широкой публики. При этом, разумеется, были и билеты, которые распространялись бесплатно, около 40-50 билетов на каждый сеанс выдавались аккредитованным участникам, которые получали их в порядке живой очереди. Нужно просто пораньше к кассе подходить, как и в Каннах, кстати.

О чём я сокрушаюсь и постоянно об этом говорю, это то, что каждый год объявляется тендер на проведение «Евразии». Фестиваль должна вести постоянная дирекция, которая способна планировать долговременную стратегию развития, из года в год строить бренд.

МКФ «Евразия»

 

Смотрите, «Евразия» стартовала почти одновременно с Пуссанским кинофестивалем. Пуссан дебютировал в 1996 году, «Евразия» - в 1998-м. Мы практически ровесники, но как за это время корейский фестиваль продвинулся вперёд! Он стал одним из главных кинофорумов Азии, если не самым главным, а при том государственное финансирование сопоставимо с нашим бюджетом, остальное они добирают за счёт спонсорской поддержки. Почему спонсоры вкладывают деньги? Потому что это раскрученный бренд. Мы не сможем вытянуть репутацию Евразийского фестиваля за счёт импульсивных выплат Кевину Костнеру. «Евразия» должна вызывать профессиональный интерес в киномире и специализированных СМИ, заработать уникальное имя среди кинодеятелей и кинозрителей.

- Вы сейчас работаете над какими-нибудь проектами в качестве режиссёра?

- Да, я пишу сценарий. Знаете, у меня есть привычка особо не говорить о проектах, которые ещё не в производстве.

- Это будет Ваш частный проект или совместно с «Казахфильмом»?

- Я открыт к любому сотрудничеству, как с киностудией «Казахфильм», так и с частными структурами. Работаю сразу над несколькими проектами. Меня уже много лет, ещё со времён работы в обществе охраны памятников истории и культуры Казахстана, интересуют исторические темы. Я разработал проект фильма и комикса о легендарной сакской царице Томирис. Чрезвычайно увлечен историей Бату, основателя Золотой орды. Есть и современные темы, и футуристические. В зависимости от того, какой из проектов первым получит финансирование, о том и будем говорить.

- Вы сейчас живёте во Франции?

- Да, у меня семья и дом во Франции. Но сейчас дети уже взрослые, и теперь я могу гораздо больше времени проводить на родине в Казахстане, вернуться в кинематограф.

Рашид Нугманов

 

- Есть ли у Вас совместные проекты с французскими продюсерами, киностудиями?

- Вполне возможно, такие появятся, но все мои проекты связаны с Казахстаном, поэтому я предпочитаю их инициировать отсюда. Когда мы создадим инициативную продюсерскую группу здесь, начнём привлекать заинтересованных сопродюсеров из зарубежья, в том числе из Франции.

- Вы ведь сейчас занимаетесь и преподавательской деятельностью, да?

- Я читал лекции в разных университетах, включая Гарвард, Йель, Лойолу, UCLA (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе). А в этом учебном году впервые взял режиссерскую мастерскую в киношколе «Сталкер». Параллельно провожу мастер-классы в КазНУИ «Шабыт» в Астане.

- У Вас уже появились «любимчики»?

- Есть, конечно, хорошие ребята, но этот опыт, в первую очередь, важен для меня самого. Потому что он дисциплинирует, ведь ты обязан систематизировать свои знания о профессии, чтобы передать их студентам в максимально эффективной форме. Когда ты независимый художник, то можешь творить что угодно, и люди будут судить о тебе по произведению. Но когда ты – преподаватель, это совершенно другое. Студент – не твоё произведение, а самостоятельная личность. Как преподаватель, я ставлю цель не просто научить его ремеслу, но, в первую очередь, открыть в нем художника. Ведь по сути такой профессии как режиссура с её незыблемыми правилами, нет. Есть актёры, операторы, художники, музыканты, композиторы, сценаристы, продюсеры, но режиссер должен быть каждым из них понемногу и никем по отдельности. Задача режиссёра - собрать воедино, соединить в одном произведении коллективное творчество, но для этого нужно открыть в себе режиссёра, найти свою собственную неповторимую магию. В мире сколько режиссёров, столько и стилей, подходов, ведь режиссер по сути творит целый мир, которым является фильм. Поэтому для меня задача в работе со студентами раскопать в них режиссёра, если он есть.

Рашид Нугманов

Съемки фильма «Игла: Remix»

Один из моих ориентиров - Брюс Ли. Он многому обучал, но никогда не учил своих студентов драться, как Брюс Ли, поскольку этому невозможно научить. Наоборот, он пытался в каждом открыть свой стиль. Здесь то же самое, я не хочу, чтобы у нас был курс из десяти Тарковских или Скорсезе, они все разные и должны открыть в себе то, что им даётся лучше всего. Есть такое выражение: «Ты показываешь им дверь, но в эту дверь они должны войти сами», - вот оно вполне применимо в педагогике режиссуры. И, к слову, удачно отражено в логотипе киношколы «Сталкер».

- Будете ли Вы привлекать студентов к своей работе?

- Если запущу проект в производство, то лучшим студентам я сделаю такое предложение. В идеале, возможно даже создание кинокомпании.

- Сейчас место исполнительного директора в «Казахфильме» занимает российский продюсер. Как Вы считаете, принесёт ли это пользу киностудии или наоборот, приведёт к ещё более крупным затратам?

- Я надеюсь, что это принесёт позитивную перемену, мне трудно сейчас судить, потому что это произошло недавно, и я не знаком с этим человеком. Видимо, когда в Министерстве принимали это решение, у них были основания для этого действия. Однако то, что происходит в последний год на киностудии, меня не очень радует. Много работников было уволено, это понятно, не выдерживает бюджет, но взамен я не увидел новой, четко сформулированной программы, лишь скупую информацию о грядущей приватизации. Я всегда считал, что «Казахфильм» должен оставить функции распределения государственного бюджета и стать современной кинофабрикой, предоставлять качественные услуги по конкурентоспособным ценам. Тот же самый «Мосфильм», который в свое время стал кинофабрикой под руководством Карена Шахназарова, полностью вышел на рентабельность и уже больше 10 лет не получает помощи от государства, хотя остается государственным концерном. «Казахфильм» же «пожирает» деньги и теряет их на проектах, которые по большей части не работают, не обеспечивают возврата. На мой взгляд, киностудии необходимо модернизировать свою техническую базу, а решать, какие проекты поддерживать, каким сценариям и группам оказывать государственную поддержку, должен независимый, прозрачный, открытый экспертный совет. В мире много успешных моделей: Франция, Германия, Израиль – у нас есть, где поучиться эффективной государственной поддержке кинематографа.

Рашид Нугманов

Съемки фильма «Игла: Remix»

- Что бы Вы пожелали казахстанским зрителям?

- Я бы пожелал нашим кинематографистам и казахскому кино в целом сделать всё возможное, чтобы связь между создателями и зрителями была как можно теснее, чтобы эффективно заработала цепочка от замысла фильма к его реализации и показу в кинотеатрах. Нам предстоит еще много чего сделать, в том числе поднять вопрос государственной поддержки проката в рамках отдельного закона «О кино». Я уверен, что у нас есть огромный незадействованный потенциал к созданию фильмов, которые было бы интересно смотреть широкому казахстанскому зрителю.

 

Благодарим Рашида Нугманова за интервью!

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

3 Августа, 2016

Eurasia Spotlight

Примите участие в SHOW-CASE кинопроектов 

Aidana Mamayeva

Рабочие будни казахстанского павильона в Каннах

На торжественном открытии выступил Димаш Кудайберген

Brod.kz

Как выглядит казахстанский павильон в Каннах

Стартовал 70-й Каннский международный кинофестиваль

Brod.kz

Рецензии

16 Мая

«Охотник с Уолл-стрит»: Охотник за слезами

Казахстанское кино

22 Мая

«Ел Арна» объявляет конкурс короткометражных фильмов

Лучшие работы увидит весь Казахстан

Знай в лицо

Хасанбек Кыдыралиев

Оператор – постановщик

Асель Садвакасова

Продюсер

Куман Тастанбеков

Актер

Болат Абдилманов

Актер

Анастасия Фёдорова

Актриса

Александр Плотников

Оператор

Тлектес Мейрамов

Актер

Ерик Жолжаксынов

Актер