«Тренинг личностного роста или …»
Мировая премьера кинофильма «Тренинг личностного роста» состоялась этой осенью Busan International Film Festival в Южной Корее, под первичным названием «Секрет лидера».
В ноябре 2018 года на XVI Международном кинофестивале Шакена Айманова кинофильм завоевал «Специальный приз жюри», а также приз NETPAC. И вот он в кинотеатрах нашей страны!
Режиссер кинофильма Фархат Шарипов взял за основу фильма роман казахстанского писателя Данияра Сугралинова «Кирпичи 2.0».
На взгляд автора рецензии тема этого полнометражного кинофильма достаточно не привычна для отечественного зрителя, потому как затрагивает серьезные проблемы современного казахстанского общества – пропажа людей без вести и повседневную рутину, затягивающую в бездну собственной безликости.
Главный герой по имени Канат посещает «Тренинг личностного роста» в надежде изменить свою жизнь к лучшему. Но видя его на общем плане среди таких же, потерянных «маленьких», людей мы понимаем, что эти курсы бесполезны. К тому же в следующем эпизоде он сидит с маркером в руках и, не сумев продолжить собственную фразу «Я мечтаю…», откладывает лист, осознавая, отсутствие мечты.
С утра главный герой на работе, а вечерами идет на курсы, возвращаясь, домой только ночью.
Однажды судьба предоставляет ему возможность – подняться по карьерной лестнице. Возможно, это единственный шанс – разом избавиться от нынешней серой жизни. Но наш герой медлит. Его мучают угрызения совести, размышления над нравственными аспектами бытия отнимают у него сон.
Впечатляет работа оператора-постановщика Александра Плотникова. Например, когда камера с верхней точки съемки показывает людей ожидающих лифт, это позволяет зрителю взглянуть на жизнь героя иначе. Именно при этом ракурсе возникает ощущение, словно мы высшие силы, имеющие право наблюдать и осуждать.
Визуальное построение кинофильма – композиция кадра, приглушенный свет, темные тона и то, что герой очень часто находится в тени или просто в темных помещениях, подчеркивают его депрессивное восприятие мира.
По сути, у героя отсутствует смысл жизни. Даже встреча с единственной дочерью не доставляет ему радости, он идет на нее просто, потому что должен или потому что привык.
Актер Дулыга Акмолда создает удивительно правдивый образ своего персонажа. В каждом его движении глаз, тела видишь абсолютно естественные сомнения и переживания. Ночные съемки, слякоть и грязный снег поддерживают драматургически выстроенный образ.
Интерьеры, декорации и костюмы с первого взгляда позволяют зрителю дать определения людей, их социальный статус и мест, в которых они находятся благодаря грамотной работе художника-постановщика.
«Мы состоим из фрагментов памяти», - говорит кинорежиссер в одном из своих интервью, и в финале фильма Канат распахивает окно настежь и в больничную палату словно врывается новая жизнь. Она яркая в свете солнца и зеленая, как листья в саду. Хочется дышать ею вместе с героем полной грудью, наслаждаясь этим чистым воздухом. Но этот воздух далеко не так чист, как кажется. Он омрачен тягостными воспоминаниями, спрятанными глубоко в недрах мозга.
Странно. Иногда нам кажется, что лучше ничего не помнить. И потому несколько может быть символично то, что мать героя теряет память, но от этого не становиться счастливее.
Интересно, что на протяжении всего фильма ты ждешь happy end. Но в итоге по завершении кинофильма возникает странный и неловкий вопрос к самому себе – насколько же ты сам способен переступить через свои убеждения. Как быстро забыть и намеренно потерять в глубинах памяти неугодные воспоминания.
Снежана Баймуханова
Оцените рецензию
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий