È

В поиске новых киноидеалов. Часть первая: Айдос Сейтжан

В поиске новых киноидеалов. Часть первая: Айдос Сейтжан

Молодые режиссеры удивляют своим, не по возрасту взвешенным, профессиональным отношением к любому делу, активной позицией участия и искреннего интереса ко всему происходящему в отечественной и мировой культуре и искусстве. Эти ребята всегда поражают своими самобытными по художественному духу киноработами. Но больше всего радуют их переживания и размышления на тему кино сегодня и собственной роли в нем. Совсем разные по характеру и энергетике восприятия мира – каждый из них пытается в интервью, взятом киноведами первого курса, выстроить свой идеальный мир кино.


 

«Кино для меня - это уметь замечать жизнь, нечто красивое, тонкое, утонченное, которое и делает на самом деле нашу жизнь великолепной»

 

Айдос Сейтжан

Айдос Сейтжан – студент пятого курса режиссуры игрового и документального кино, мастерская Аси Сулеевой. Перспективный режиссер с хорошими, здоровыми амбициями и возможностями уже сегодня работать на равных с другими кинематографистами. Участник и призер республиканских и мировых кинофестивалей. Как человек интересен своим особым мнением и продуманным отношением к делу. В кино импонирует его поиск и стремление к красоте и гармонии мира. В жизни – высокая планка требований, касающихся, прежде всего самого себя.


 

 

Айдос, как и почему пришел в профессию режиссуры кино? Чем руководствовался?

Я изначально всегда любил искусство, очень люблю оперу, балет, театр, читать книги и естественно смотреть кино. В силу своего характера, всегда ищу новый вид деятельности, новый вид работы. Не люблю сидеть на месте, а кино тем и интересно, это такой вид искусства, где ты занимаешься одним проектом 2-3 года, где интересует одна тема, а потом переходишь на другую тему, то есть постоянно что-то новое, это всегда обогащает. В последующем, чисто случайно узнаю о том, что у нас в городе открывается университет искусств «Шабыт» с такими профессиями, как операторское искусство, актерское мастерство, режиссура. Естественно, я подал документы и прошел отбор в числе лидеров. Сейчас я учусь и получаю колоссальное удовольствие.

Расскажи о своем первом снятом фильме. Что удалось передать тогда, что нет?

Первый мой фильм был про университет. Когда я в первый раз увидел «Шабыт», то шел с раскрытым ртом, и мне все очень нравилось: молодые люди, занимающиеся каким-то своим видом деятельности, кто-то поет, кто-то играет на каком-либо инструменте, актеры, выполняющие определенные этюды, художники рисуют. Ходил по всем кабинетам, смотрел, наблюдал. В итоге все это вылилось в мой фильм под названием «Грустная, веселая симфония». Задание было - показать в фильме время, и я снял университет в трех разных измерениях времени, а так же использовал наблюдение за жизнью в университете, и получилось неплохо. Мой мастер меня похвалил, сказал, что атмосферно, очень тонкая и чувственная работа. Этот фильм мне нравится самому до сих пор, хоть и качество не совсем хорошее.

Кто у тебя любимые режиссеры, те, на которых ты равняешься?

Много фильмов и режиссеров, которые на меня повлияли. Сейчас, будучи на 5-м курсе, остаются те, которые более мне близки по духу – это Джим Джармуш, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Франсуа Трюффо, Андрей Тарковский, Джон Кассаветис, Аки Каурисмяки, Педро Альмодовар (несмотря на разное направление), перечислять много. Очень люблю: и Чарли Чаплина, и Ингмара Бергмана и др. Недавно съездил на фестиваль «Евразия» и, увидев восточно-азиатскую программу, настолько был удивлен тем, что рождается свой язык в кино - Китая, Кореи, Таиланда.

Мне кажется, что у них зарождается новое движение и оно очень актуально, а Казахстан, находящийся между востоком и западом, вскоре образует тоже что-то новое.

Я вообще люблю новую казахскую волну: Серика Апрымова, Рашида Нугманова, Ардака Амиркулова. Возможно это свойство казахского характера, менталитета, что мы всегда впитываем самое лучшее из всего, что есть и не отторгаем ничего, по крайней мере, плохое мы не берем. На самом деле в Казахстане хорошие перспективы в формировании киноязыка, чтобы выросло движение и, возможно, мы - данное поколение, внесем свой вклад в кино.

Что для тебя важно в кино?

Это очень важный вопрос. Мне кажется, что в кино важна твоя полная заинтересованность в фильме. То, что ты снимаешь, должно тебя волновать и трогать. Ты должен понимать, что это необходимость для тебя, и может быть это важно и для общества (если ты уже большой художник). То есть, ты не можешь снимать просто кино для того, чтобы просто развлечь или рассказать какую-нибудь историю. Нет! Я считаю, что кино - это попытка коммуникации с себе подобными, рассказ о том, что волнует, важность решения какой-нибудь проблемы. Тарковский писал: «Кино - это тоска по идеалу». Если брать себя, я не доволен тем, что творится сейчас с человечеством, мы пошли не по тому пути эволюции. Мы где-то запутались, потеряли жизненные ориентиры и ценности. И я считаю и верю, что искусство может изменить что-то к лучшему. Может обратно вернуть на этот путь, где будет идеальное общество, которое будет любить друг друга, радоваться этой жизни и просто наслаждаться. Кино должно выполнять это действие, делать шаги к этому идеалу, предлагать какие-то пути решения.

Расскажи о нескольких своих картинах, учувствовавших в фестивалях.

И что дало тебе это участие?

Фестивали – это очень хорошие мероприятия, которые позволяют тебе видеть, что происходит в мире, чувствовать современные тенденции, что интересует зрителя, что волнует других режиссеров. На втором курсе я активно занялся фестивалями. Мой документальный фильм «21 осень» прошел в конкурс на «Звезды Шакена». Кинофестивали - это одна из отдушин для режиссера, потому что именно здесь можно найти своего зрителя, мы знаем, что тяжело выйти в прокат, найти интересных соратников, продюсеров, инвесторов, которые помогут тебе в дальнейшем реализоваться. Конечно, многие наши ребята стремятся принимать участие в фестивалях, но я считаю, что нужно дозировать, т.к. ты должен много работать над сценарием, задумкой, замыслом, - это все кропотливая работа. Когда ты выезжаешь на фестиваль, на самом деле ты выпадаешь из рабочего своего ритма и немного сбиваешься с колеи. А в общем, это та сфера, которая нужна кинематографистам, т.к. они работают над фильмом, пишут или снимают, и где-то они должны еще получать и удовольствие от своей работы.

Все фильмы у тебя разные по форме и стилю, почему? И что для тебя важно в изобразительной подаче?

Я уже говорил, что для меня очень важны искренность и подлинность, вовлеченность в проект. Да, действительно, мои фильмы разные. Наверное, потому что я до поступления в университет не думал о том, что буду режиссером, и это был поиск формы, поиск фильма, поиск своего киноязыка, наверное.

Сейчас у меня ощущение, что я более-менее что-то нашел, и это будет меняться, эволюционировать, надеюсь. Главной для меня всегда оставалась эстетика. Я - визуалист, очень люблю красоту, красоту глазами, люблю изобразительное искусство и искусство в целом.

А кино для меня - это прекрасное, это уметь замечать жизнь, нечто красивое, тонкое, утонченное, которое и делает на самом деле нашу жизнь великолепной. Может поэтому мои фильмы такие разные. Это поиск, но всегда искренний поиск.

Расскажи о своих работах «Жат» и «Шолпан»?

Предпоследняя работа «Жат» - наиболее близкая мне по теме и по духу, т.к. эта была определенная рефлексия на то, что меня волнует. Даже я сам для себя определил после этого фильма, что это моя главная тема, которая всегда будет прослеживаться в творчестве. Это тема отчужденности. Мы все немножко забыли, кто мы есть, и для чего мы родились на этот свет, в чем наш смысл и занимаемся ли мы тем, чем нужно, для чего нам жизнь дала жизнь, умеем ли мы общаться, понимать, чувствовать друг друга? Это сфера взаимоотношений с людьми, отношения мужчины и женщины, тема одиночества и уединения. Я уже говорил, что мой любимый режиссер Антониони, и я, наверное, чувствую его сильное влияние, это и вылилось в мой фильм. Иногда, пересматривая свою работу и не смотря на многие ошибки, огрехи, нахожу сам в этом фильме какую-то необъяснимую печаль для себя самого. Некоторые учителя-киноведы ценят эту работу так же, как ценю ее я.

«Шолпан» - это уже более зрелая работа, где на фоне истории я пытался рассказать о человеке и о тех проблемах, которые подняты в «Жат». «Шолпан» сделана на более качественном техническом и драматургическом уровне. Поэтому, как мне кажется, частично это удалось, т.к. и материал был хороший. Фильм снят по рассказу выдающегося писателя, поэта Магжана Жумабаева «Грех Шолпан». Но я вижу этот рассказ в другом свете.

Если Магжан Жумабаев видел здесь трагедию, то я увидел в этом жизнь. Если посмотреть на концовку моего фильма и сравнить его с концовкой самого рассказа, то это две абсолютно разные вещи.

Она у меня гораздо более светлая, потому что это состояние мне ближе в душе, и я считаю, что эта точка зрения имеет место быть, и мы должны стремиться к этому светлому.

Над чем работаешь в данный момент?

Сейчас нам предстоит дипломная работа. Мы решили со своей командой, которая сформировалась на протяжении некоторых лет совместных работ и проектов, снять полнометражный фильм. Хотим выйти на экраны на какой-нибудь престижный фестиваль, завоевать там хорошее место, тем самым показать всем, что в Казахстане кино живо и есть люди, которые занимаются киноискусством. У нас история, основанная на реальных событиях. Рабочее название фильма «Туган», жанр, мною любимый – роудмуви (roadmovie), это продолжение тем и работ Вима Вендерса, Джима Джармуша и Нури Бельге Джейлана, то есть какой-то рефрен. Коротко о сюжете: история, основанная на реальных событиях и произошедшая с моим другом, повествует о том, как в роддоме меняют по случайности двух новорожденных детей. Семья из аула забирает с собой ребенка семьи из города. Узнав о подмене, городские сами решают поехать в аул и поменять малышей обратно. И по дороге с ними происходит много разных событий, а развязку пока не буду говорить, надеюсь, заинтригую читателей. (смеется). Думаю, фильм выйдет в прокат в следующем году, ближе к сентябрю. Конечно же, будет реклама. Мы хотим сделать это продолжением традиции хорошего казахского кино, которое могут смотреть все, которое имеет интернациональный язык. Это будет фильм-размышление. Мы же не просто сидим и думаем о кино, мы общаемся о событиях, которые происходят здесь и в мире, говорим о том, что нас волнует, беседуем о жизни, и возникают определенные разногласия, к тому же, у каждого есть идеал, к которому надо стремиться.

Я думаю, Казахстан вообще уникальное место по месторасположению, по своей энергетике и ауре. Это центр земли, где может быть, я так романтически рассуждаю и верю, зародится такой новый вид человеческого общества и цивилизации, где люди будут терпимы друг к другу.

Это наша культура – принимать хорошее, отторгая что-то плохое. В этом наша сила. В этом фильме мы хотим показать, в чем наша сила.

Мнение о казахском кинематографе?

Казахское кино всегда было самобытным, со своим лицом, пусть оно и молодое, в отличие от мирового кинематографа, но у нас были великие режиссеры: Мажит Бегалин, Шакен Айманов, конечно же, новая волна казахского кинематографа, которая зародилась в эпоху перестройки и совершенно новый язык, понимание киноформы, где Серик Апрымов и Дарежан Омирбаев показали кино на уровне того же Достоевского и Чехова. Я до сих пор обожаю эти фильмы. И сейчас, действительно, зарождаются новые перспективные молодые режиссеры, которые могу внести свой вклад в развитие нашего кино на мировом уровне. Например, молодые режиссеры, которые мне интересны – Нариман Туребаев, Адильхан Ержанов. Пока не могу сказать точно насчет фильма «Уроки гармонии» Эмира Байгазина, но я вижу, по крайней мере, что это очень талантливо сделано. Меня напрягает немного тема фильма, но сам режиссер очень талантливый. Растет сильное поколение молодых режиссеров, которые способны сделать хорошее кинопроизведение.

Что дал тебе КазНУИ в плане профессии?

«Шабыт» – это уникальное место. Например, в отличие от того же ВГИКа, у нас собраны все виды искусства и мы общаемся со всеми представителями. Это так обогащает, когда и музыканты, и актеры, и художники. Мне кажется, для режиссера нужно это общение, коммуникация, потому что кино - это синтез всех искусств, где может воспроизвестись абсолютно любой вид. Тот же танец в кино, и песни, а также изобразительные картины. Лично для меня «Шабыт» - это то место, куда я прихожу с радостью, здесь множество друзей, множество приятелей, с которыми приятно просто посидеть поболтать, чем-то поделиться, что-то услышать, и сама эта атмосфера. А также прекрасные педагоги, которые дают возможность тебе развиваться именно в том направлении, в котором тебе хочется, и не ломают под себя, а дают возможность найти свой путь, найти себя. Конечно же, мои мастера: Ася Калиевна Сулеева, Ануар Серикович Райбаев, Аубакир Калиевич Сулеев, Талгат Турганбаевич Тайшанов, Алма Каратаевна Утекешева, Инна Тлековна Смаилова, Бауржан Рамазанович Ногербек - все они нам рассказывают о киноязыке и о тенденциях кинематографа. Очень много педагогов, я может просто сейчас кого-то забуду, еще обижу. Но на самом деле уникально само проживание времени здесь. Ты ходишь на концерты, спектакли, какие-либо экзаменационные работы тех же актеров, музыкантов. Постоянно кто-то приезжает, различные мастер-классы, существует огромное количество клубов, в том числе и киноклубы по интересам. И это все формирует то, что нужно для режиссера, а дальше, сможет ли он в сумме набранного в кино сделать свое кино, это уже другой вопрос. Если режиссер талантлив, то он сделает кино. Поэтому, я приглашаю к нам всех творческих людей, кто хочет себя реализовать.

Можешь выделить трех перспективных будущих кинематографистов из нашего университета «Шабыт»?

Сложный вопрос. Это тяжело. Я на самом деле очень требовательный, как к себе, так и к другим. Во-первых, наверное, это я сам. (смеется). Мне хочется в это верить. Вообще, талантливых ребят много, но почему-то работы некоторых не так сильно затрагивают. Но могу выделить Мансура Баймухамбетова, студента 3-го курса, режиссера игрового кино. Я думаю, он как человек хорош и по его энергетике, по его взгляду видно, что он может сделать что-то хорошее и новое в кино. А так же – Евгений Лумпов, студент 4-го курса документального кино, несмотря на то, что я не совсем понимаю его фильмы, но в нем есть, действительно, свой стиль, свой язык.

Интервью взяла Анель Оспанова (киновед 1-го курса)

Фильмография Айдоса Сейтжана:

• «Симфония» - (2011)

• «21 осень» - документальный фильм (кинофестиваль «Звезды Шакена» в программе «Неигровое кино», 2011)

• «Последний час» - игровое кино (международный кинофестиваль «Бастау», г. Алматы, 2012)

• «Хорошее дело» (2012)

• «Последний в жизни» (2013)

• «Жат» («Тус») – (Гран-при студенческого смотра-конкурса КазНУИ, 2013)

• «Шолпан» - (участник конкурсных программ МКФ - Ереван, МКФ –Пижек, Чехия, 2014)

Любимые фильмы:

• «Токийская повесть» (Реж. Ясудзиро Одзу)

• «Небо над Берлином» (Реж. Вим Вендерс)

• «Поговори с ней» (Реж. Педро Альмодовар)

• «Кыз-Жибек» (Реж. Султан Ходжиков)

• «Тюльпан» (Реж. Сергей Дворцевой)

• «Более странно, чем рай» (Реж. Джим Джармуш)

• «Однажды в Анатолии» (Реж. Нури Бильге Джейлан)

 

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Вячеслав Езепов

Актер

Степан Старчиков

Актер

Борис Клюев

Актер

Александр Михайлов

Актер

Людмила Баранова

Актер

Сергей Джигурда

Актер

Рудольф Рудин

Актер