È

История о французе, который неторопливо бредет по казахстанским степям

История о французе, который неторопливо бредет по казахстанским степям

17 сентября в рамках X МКФ «Евразия» прошел показ совместного проекта Ермека Шинарбаева и Жерара Депардье - «Голос степей».

Краткое описание:

Будучи ребенком, Анатоль побывал в Казахстане, где его родители участвовали в археологических раскопках. Тогда брат мальчика погибает в аварии, и Анатоль под воздействием шока перестает говорить. На помощь приходит местный шаман, который исцеляет мальчика, научив его слышать все звуки природы. Спустя полвека в Париже Анатоль знакомится с Абаем, внуком того самого шамана, который уверен, что его дед передал свои уникальные способности Анатолю…

Начать хотелось бы с того, что «Голос степей» - очень медитативное кино, схожее ритмом с типичным казахстанским арт-хаусом, но отличающееся от него внятностью повествования. Синопсис в данном случае ничем не поможет, потому что эта картина в большей степени ориентирована на внутренние ощущения зрителя, поэтому у каждого человека, безусловно, возникнет собственное представление о том, что же он видел на экране.

Анатоль (Жерар Депардье) и Абай (Берик Айтжанов)

Не знаю, можно ли назвать Жерара Депардье основным манком для привлечения аудитории на просмотр «Голоса степей», на мой взгляд, скорее нет. Здесь солирует звуковая атмосфера больше, чем игра любого из актеров и открытое пространство заставляет в какой-то момент уйти в свои мысли и абстрагироваться от героев картины. На месте Жерара Депардье (Анатоль) или Берика Айтжанова (Абай) мог быть кто-либо другой и, наверное, ничего бы не изменилось. А, возможно, все изменилось бы кардинально. Мне несколько трудно судить, потому что два часа экранного времени я провела в глубоко личных ощущениях и сравнила бы себя скорее с орлом, который так часто пролетал в небе над степью.

«Голос степей» насквозь пропитан тенгрианской философией. В начале фильма появляется ключевая фигура всего рассказа и это не маленький Анатоль, как может подуматься, а скорей Шаман. Шаман - это человек, который умеет «видеть», а не «смотреть». В случае с Ерали (Эрик Жолжаксынов) - «слышать». Поэтому, с виду он совершенно не отличается от простых людей. Обаятельный и улыбчивый он помогает археологам в раскопках и за кадром наверняка активно принимает участие в жизни поселения. После того, как маленький Анатоль стал свидетелем смерти брата, именно Ерали помог ему осознать окружающий мир наиболее понятным и доступным им обоим способом - «слышать». То, что герой Жолжаксынова - шаман, понятно не из его внешнего вида, а скорей из его поступков. Это вызывает приятное ощущение того, что буквализм в казахстанском кино наконец-то сдает свои позиции.

Маленький Анатоль (Артем Лифанов)

Отдельным рефреном в картине выступает пресловутая столица. Астана, в которой прячутся современные казахи - холодна и пустынна. Театр "Астана Опера" здесь скорее как символ благополучия, к которому стремятся представители современной «элиты». Такой же красивый внешне и совершенно не «звучащий» внутренне. Степь по контрасту - многогранна, звенит тысячами голосов и дышит сотнями звуков. Французы давно поняли, в любой непонятной ситуации - иди в степь и ищи. Что именно нужно искать непонятно никому и это абсолютно нормально. Невозможно ведь сказать, что Шарль из фильма «Улжан» искал гору, а Анатоль искал начало? Человек на пути духовной инициации идет туда, не зная, куда и находит то, не зная, что. На самом-то деле только сам ищущий во время поиска узнает, что же он нашел. В этой картине Все находят. Как бы смешно это ни звучало, но у всех героев есть свои собственные gps-передатчики. Жена Абая знает, где искать мужа - ее ведет любовь, Анатоль знает, зачем идет - его ведет звук, верблюд знает, куда идти - его ведет чувство пространства. Это действительно так и здесь нет ничего удивительного. В такой истории для совпадений места не остается.

Кадр из фильма «Голос степей»

Если говорить о героях этой картины, то выглядит это примерно так.

Абай - типичный представитель современного успешного человека. Джип, костюм, квартира и прагматизм как образ жизни. Его представление о Даре примерно таково - «Мой дед был шаман. Шаманы знают много. У него был Дар и он, конечно же, отдал его ученику. Если я дам ученику то, что ему понравится, то он поможет и решит мои проблемы». В чем заключаются проблемы Абая, неведомо даже ему самому. Поэтому он с легкостью увязывает различные неполадки в своей жизни в одно целое и путает причину со следствием. Зато деловой характер налицо. Вот, я вам яблоки, а вы мне в ответ апельсины.

Главный герой фильма Анатоль живет по инерции. Складывается впечатление, что всю свою жизнь он ждет одного единственного момента, а все остальное просто времяпрепровождение. Остальные персонажи «Голоса степей» - всего лишь люди, встретившиеся Анатолю на его Пути, их назначение укладывается в мелкие, незначительные на первый взгляд, поступки. Выстрел, слово, взгляд, музыка.

«Голос степей» нельзя назвать гениальным кино и оно, слава богу, на это не претендует. Это рассказ о Поиске, который снят, озвучен и смонтирован соответственно замыслу. Хочется отметить, что этот фильм подойдет для просмотра людям, которые склонны к рефлексии и любят обдумать увиденное.

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Казахстанское кино

30 Марта

Завершились съемки нового фильма Адильхана Ержанова

Драма с элементами хоррора

Знай в лицо

Виталий Соломин

Актер

Игорь Масленников

Режиссер

Александр Захаров

Актер

Виталий Баганов

Актер

Елена Гоголева

Актер

Леонид Куравлев

Актер

Сергей Шакуров

Актер

Борис Плотников

Актер