È

Об актуальных проблемах авторского кинематографа в Казахстане

Об актуальных проблемах авторского кинематографа в Казахстане

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино» - эти слова Владимира Ильича Ленина актуальны до сих пор. Кино является мощнейшим средством в развитии духовного начала в человеке. В частности авторский кинематограф. Но для начала определим, что такое авторский кинематограф.

Кино авторское (режиссерское кино) - модель организации кинематографа, в которой режиссер фильма выступает как полноправный автор произведения, как лицо, несущее ответственность за фильм в целом. Подобная функция режиссера авторского кино реализуется и в съемочном процессе (режиссеры-авторы обычно выступают одновременно сценаристами, продюсерами, монтажерами фильма или, по крайней мере, тщательно контролируют эти процессы и имеют «право финального монтажа»), и в процессе зрительского восприятия. Люди, смотрящие фильм или пишущие о нем, произносят, имея в виду авторское кино, фразы «фильм Дарежана Омирбаева», «фирменный стиль Шинарбаева» или просто «Вы видели позднего Тарковского»? Среди других распространенных наименований авторского кино есть международный термин «Арт-синема» (Art Cinema), популярный среди российских критиков «Арт-хаус» (Art house) и научное определение «авторский интеллектуальный европейский кинематограф». Разница в терминах отражает определенные исторические и методологические сложности в описании разных типов кино (кроме авторского, исследователи выделяют еще, по меньшей мере, жанровый голливудский кинематограф и национальные кинематографии), но, в любом случае, при упоминании авторского кино имеется в виду определенный корпус фильмов и набор режиссерских имен.

Элементы авторского кино присущи и казахстанскому кинематографу. В истории становления нашего интеллектуального кино можно выделить три ключевых этапа. Первый этап: 60-70-е годы. Это имена таких режиссеров, как: Шакен Айманов, Абдулла Карсакбаев, Султан Ходжиков, Мажит Бегалин и такие фильмы, как: «Кыз Жибек», «Конец атамана», «Наш милый доктор». Второй этап: так называемая «казахская новая волна». Это ученики мастерской Сергея Соловьева, которые проходили свою учебу во ВГИКе и, которые впоследствии стали знаменитыми режиссерами. Среди них можно выделить следующих авторов: Ардак Амиркулов, Дарежан Омирбаев, Рашид Нугманов, Серик Апрымов. И такие творения, как: «Гибель Отрара», «Кайрат», «Кардиограмма», «Игла», «Аксуат». И третий этап: сегодняшнее, новое поколение молодых режиссеров, которые ставят свои ориентиры, свои акценты на авторский кинематограф и хотят посредством кинематографических средств показать свои внутренние мироощущения, свои чувства и мысли, задать извечные, «проклятые» вопросы. Это режиссеры: Эмир Байгазин, Адильхан Ержанов, Нариман Туребаев, Жасулан Пошанов. И такие фильмы-примеры авторского кино: «Уроки гармонии», «Строители», «Солнечные дни».

Тем не менее, кинематограф Казахстана сейчас переживает кризис, обусловленный слабостью финансирования и, как следствие, слабость материально-технической базы по сравнению с западным форматом, засильем западного и американского кино и т.д. Эти имена и фильмы, разумеется, являются нашей гордостью. Но их может и должно быть больше.

Увы, приходится констатировать, что кинопроизводство в Казахстане носит спонтанный характер: нет продуманного тематического плана, где было бы (хотя бы) равное соотношение исторических фильмов и фильмов о современности, нет планируемого фестивального или зрительского успеха, нет жанрового разнообразия картин и т.д.

Другая важная проблема - казахстанские фильмы не доходят до зрителя, снимаются практически в корзину или для отчетности. В лучшем случае они попадают на кинофестивали. Происходит это от того, что кинопроизводство финансируется государством, а прокат находится в частных руках, и эти процессы никак не скоординированы на государственном уровне.

Таким образом, несмотря на то, что на сегодняшний день казахское кино занимает ведущие позиции в Центрально-Азиатском регионе и вызывает определенный интерес в мировом сообществе, оно столкнулось с рядом важных проблем, которые требуют своего скорейшего решения.

В связи со всем этим отметим основные проблемы и минусы казахстанского кинематографа, в том числе и авторского кино:

  • отсутствие полноценного государственного финансирования производства, проката и показа авторских фильмов;
  • отсутствие целенаправленного сохранения и развития материально-технической базы;
  • отсутствие базы в подготовке и в развитии молодых и талантливых режиссеров;
  • отсутствие условий для проката и показа авторских фильмов;
  • некачественное проведение кинофестивалей и других мероприятий;
  • проблемы участия фильмов в международных кинофестивалях и других международных мероприятиях.

Все это, объединяясь, создает помехи в развитии и в прокате авторских и интеллектуальных фильмов. Помимо всех этих минусов, нужно учесть еще и проблему пиратства, подрывающее возможности воспроизведения кино.

Изучая состояние авторского кинематографа, отмечаем, что решением всех этих проблем являются:

  • обеспечение повышения эффективности господдержки производства, проката и показа авторской кинопродукции;
  • оказание поддержки в распространении отечественной (в том числе и авторской) кинопродукции за рубежом;
  • исследование вопросов образования и науки, широкий ликбез в области авторского, интеллектуального кино среди широких масс (и принятие соответствующих мер).

Необходимо сделать основными принципами государственной политики в области кино:

  • признание кинематографии областью культуры и искусства;
  • ответственность государства за сохранение и развитие кинематографии;
  • создание условий населению для доступа к произведениям кинематографии.

Необходимо создать государственный фонд кино (пример - Россия) и сделать основными целями фонда:

  • поддержка отечественной кинематографии;
  • повышение конкурентоспособности;
  • обеспечение условий для создания качественных фильмов, соответствующих критериям авторского кино;
  • популяризация национальных и авторских фильмов в Казахстане и за рубежом.

Но еще возникают проблемы и в определении фильма: авторский или массовый, развивает ли духовно-нравственные ценности или нет. В связи с этим необходимо создать специальный комитет по определению жанра и стиля кино из членов Союза кинематографистов и самих режиссеров, создать специальный документ, в котором будут определены критерии, примеры, перспективы авторского кино. Необходимо поддержать и частные компании, которые продвигают и продюсируют авторские фильмы и помогают молодым талантливым режиссерам. Необходима специальная и детализованная программа по продвижению молодых специалистов в этой сфере кино.

​Нужна работа по развитию законодательной базы киноиндустрии в стране. Когда в 2009 году инициировали поправки в Закон «О культуре», 20 с лишним поправок относились только к киноиндустрии. Впервые законодательно были введены такие понятия, как: «копродукция», «продюсирование», «национальный фильм», «авторский фильм», «прокатное удостоверение». Нужно продолжать развивать законодательную базу. Необходим отдельный закон об авторском кинематографе. Нужны положения о кинокомиссиях, об освобождении киноиндустрии от некоторых видов налогов, хотя бы на определенное время и т.д. Нужна и поддержка прокатного рынка. У нас есть проект национального киноабонемента, где государство могло бы поддержать кинотеатральную инфраструктуру, определенное количество посещений авторских фильмов в год среди социально уязвимой части населения. Это стало бы поддержкой и интеллектуального кино, и кинотеатральной инфраструктуры. В некоторых странах очень успешно работают кинокомиссии. В США, например, есть федеральное законодательство и законодательство на уровне штатов о налоговых преференциях, то есть при определенных расходах, которые несут киностудии при создании фильмов на территории того или иного штата, какая-то часть возмещается в виде преференций и т.д. Такие механизмы можно было бы адаптировать и в Казахстане.

Необходимо рассмотреть вопрос о продвижении авторских фильмов на республиканских телеканалах в рамках государственного заказа по программе «Проведение государственной информационной политики в средствах массовой информации». Данные меры позволят заметно сократить расходы на продвижение национальных и авторских фильмов и обеспечить эффективное использование средств, выделяемых из республиканского бюджета на кинопроизводство. Поэтому необходимо включить в объем государственного заказа по проведению государственной информационной политики через печатные и электронные СМИ пропаганду авторских фильмов, а также придать рекламе этих фильмов статус социальной рекламы. Необходимо введение в программу подготовки кадров по госзаказу через Министерство образования РК отдельных специальностей киноотрасли. Проект Закона о государственной поддержке кинематографии - одно из приоритетных направлений киноотрасли, которое консолидирует работу кинематографистов, кинопроизводителей, прокатчиков, дистрибьюторов, позволит сформировать экономические рычаги развития киноиндустрии, создав позитивный инвестиционный климат с помощью налоговых преференций и таможенных льгот.

Конечно, можно делать как позитивные, так и негативные прогнозы, но хотелось бы думать, что нас ожидает позитивный путь развития. Но для этого необходимо работать над стратегической политикой развития киноотрасли, соединить в одно целое системы кинопроизводства и проката или хотя бы ввести квоты для показа казахстанских картин. Нужно, чтобы кинематограф заработал по законам бизнеса, а не государственного заказа и, конечно же, обратить взоры на молодых, перспективных кинематографистов.

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Асель Сагатова

Актриса

Азат Сейтметов

Актер

Жандарбек Садырбаев

Актер

Берик Айтжанов

Актер

Райхан Айткожанова

Актриса

Азиз Бейшеналиев

Актер

Мендибай (Ментай) Утепбергенов

Актер

Арман Асенов

Генеральный продюсер