È

Полет мотылька

Полет мотылька

3 марта 2017 года в кинотеатре «Арман» состоялась казахстанская премьера короткометражного фильма Азиза Жамбакиева «Мотылек».

Азиз Жамбакиев известен в мире как профессиональный оператор, получивший приз «Серебряный медведь» за «Лучшую операторскую работу» в 2013 году на 63-м Берлинском международном кинофестивале за кинофильм «Уроки гармонии» режиссера Эмира Байгазина.

Соавтором сценария «Мотылек» выступила Алена Алова, оператором-постановщиком - Вероника Тырон, художниками-постановщиками Эльдар Шибанов и Адиль Жамбакиев.

«Мотылек» - это история о том, что происходит то ли в реальном времени, то ли в сознании красивой и независимой девушки, работающей в одном из дорогих офисов неизвестного мегаполиса.

Вот мы видим, как камера скользит по стеклянному куполу здания, стенам, медленно опускается к ресепшену, за которым стоит опрятная и спокойная героиня кинофильма. Изо дня в день она с одной и той же улыбкой спрашивает у клиентов: «Чем могу быть полезна?» И вот эта искусственная улыбка, официальный взгляд и эффектная внешность точно также, как место, в котором она работает, не вызывают ни желания узнать ее лучше, ни находиться рядом с ней или в этом здании дольше, чем положено по мере необходимости.

Механически монотонно закидывая в кофе-машину монетки, день изо дня она сама напоминает робота, делающего все автоматически без эмоций и долгих раздумий. Возможно, этот автоматизм, доведенный до совершенства, угнетает ее. Именно поэтому, пытаясь заполнить пустоту в своей душе, девушка придумывает различные причины, чтобы пообщаться с парнем со станции технического обслуживания (СТО). Подобно тому, как она заполняет пустую стеклянную вазу на своем столе металлическими скрепками от хлебных пакетов. Только механическое повторение одних и тех же действий не имеет ничего общего с реальными живыми эмоциями и даже наоборот ведет к обратному эффекту – юноша отвергает ее, поплатившись за это жизнью.

Сцена убийства стилизована, герои сняты на контрасте цветов, определяющих грань различий между ними. Если принять убийство как реально совершенное действие, то странное захоронение под пленкой напоминает завершенное дело, отмеченное в мозгу галочкой и, следовательно, забытое. Но оно не особо тщательно захоронено в глубинах сознания и потому регулярно словно всплывает, давая тем самым зрителю надежду на нереальность произошедшего.

Каждый вечер главная героиня смотрит телевизор, пестрящий черно-белыми помехами, с ненастроенными телеканалами и ужинает. В этом есть некий символ того, что происходящее в мире ее не интересует. В одной из сцен, когда мы видим ее поедающую лапшу, то понимаем, что она, как и большое количество людей, ежедневно поглощает все ненужное, что предлагает телевидение, без остатка, не особо задумываясь над каким-либо смыслом увиденного.

Несколько раз камера задерживается на огромном аквариуме с муравьями, стоящем в ее аккуратной, чисто прибранной квартире. Мы видим, как апатично она кормит их белым сахаром. Почти стоп-кадр, акцентирующий наше внимание на ползании муравьев, может говорить о том, что люди подобно этим насекомым торопятся, строят свои ходы и дома, кормят кого-то, умирают, так и не познав нечто большее, чем бесконечное движение. Они трудятся всю жизнь, к чему-то стремятся и покидают этот мир, так и не вылезая из своего стеклянного аквариума.

Вот и наша героиня, пытаясь найти некую цель или смысл в жизни, просыпается в холодном поту снова и снова красивая и закрытая в своей оболочке, обозначенной здесь дорогим коктейльным платьем.

Однажды придя к гениальному психологу, как и оговорено, с экзотическим цветком, сталкивается в приемной с такими же ухоженными и красивыми девушками, сидящими на аккуратном диване в огромном практически пустом помещении огромного здания. Возможно, они тоже не заметили, когда перешли тонкую грань от независимости к одиночеству, и теперь словно прекрасные и удивительные цветы, которые они держат на своих стройных коленях, живут в пределах, обозначенных границами собственного горшка. Но в отличие от них наша героиня разбивает свой горшок, крича тем самым, что жаждет вырваться наружу, за его пределы.

Появление обнаженной и доминирующей девушки в квартире не случайно, так как ее отношения с мужчинами не складываются, но в этом союзе видится много противоречий.

Фильм оставляет неизгладимое впечатление. Погружает в раздумье и оставляет некое ощущение соприкосновения с чем-то сугубо личного, загадочным и одновременно понятным только тебе одной.

В финальном кадре «Мотылька» девушка и ее возлюбленный стоят в горах на фоне зеркал. Немного помедлив, герои отдаляются друг от друга в противоположные стороны. Наконец-то понимая свою изначальную несовместимость и то, что у каждого из них свой жизненный путь, в котором есть собственное счастье, одиночество и долгий завораживающий неизвестностью полет мотылька.

 

 

Снежана Баймуханова

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Новости персоны

02 Апреля

Айнур Ниязова получила роль в российском сериале

«Шаман» Рустама Мосафира

Знай в лицо

Владимир Басов

Актер

Натан Лернер

Режиссер

Игорь Ясулович

Актер

Георгий Вицин

Актер

Ольга Остроумова

Актер

Рогволд Суховерко

Актер

Борис Чирков

Актер

Артем Карапетян

Актер