«Мотылёк»: Поэзия стиля
В Алматы прошел показ режиссерского дебюта призера Берлинского кинофестиваля Азиза Жамбакиева – «Мотылёк». Короткометражная картина одного из лучших отечественных операторов выходит за границы и не только за пределы рамок казахстанского кинематографа, но и зрительского понимания.
В основе экзистенциальной драмы лежит история женщины, находящейся в поиске самосознания, любви и выхода из рутины. Впрочем, едва ли к фильму «Мотылек» применительны такие слова, как «история» или «сюжет». Творение Азиза Жамбакиева лежит в плоскости неповествовательного кино, а представляет собой довольно любопытный поиск собственной эстетики и киноязыка.
Рефлексия главной героини в кадре по сути является лишь одним из многочисленных инструментов в руках творца. Поэтому расшифровка происходящих на экране событий является занятием сугубо индивидуальным. Как уже было сказано, фильм «Мотылек» - кино не про историю, но про ощущения.
И первое слово, с которым ассоциируется «Мотылек» - это стиль. Именно стиль, а не стилистика. Азиз Жамбакиев создает по-настоящему стильное кино, в котором даже потрескавшиеся стены трущоб и типовая квартира выглядят, как сюрреалистические декорации сновидений. Не говоря уже об образах героев. В отличие от других молодых приверженцев авторского кино, Жамбакиев не стремится к гиперреализму, а создает пространство без географической или временной привязки. Фактически в «Мотыльке» отсутствуют такие понятия, как «где» и «когда».
Безусловно, все это было невозможно без соответствующей работы художника-постановщика и операторской работы. Примечательно, что сам Жамбакиев решил не вставать за камеру, поэтому функции оператора на себя взяла Вероника Тырон. И здесь довольно сложно сказать, что в конечном итоге больше повлияло на атмосферу картины – режиссура Жамбакиева или операторское видение Тырон, в котором одновременно угадываются и влияние Кристофера Дойла (фирменный переизбыток красного в кадре), и завораживающее сочетание холодных и теплых цветов в картинах Николаса Виндинга Рефна. Так или иначе, операторская работа в «Мотыльке» великолепна во всех отношениях. Равно как и художественные решения Эльдара и Диаса Шибановых.
Что касается режиссерской работы, то, безусловно, заметно, что Жамбакиев в поиске киноязыка отрицает любые правила мейнстрима, не особо заботясь о зрительском восприятии картины. При иных монтажных решениях «Мотылек» мог бы стать европейской драмой о непостижимой глубине женского мира, классическим триллером в духе Хичкока или экранизацией японского кайдана. В итоге же получился микс из всего вышеупомянутого с огромным количеством символов, в которых и придется разбираться зрителю, при условии, что «Мотылек» вызовет желание разбираться.
После просмотра «Мотылька» сложно сделать какие-либо выводы, осмысления или резюме. О подобном кино невозможно рассуждать понятиями «нравится-не нравится». Определенно, своего зрителя картина найдет, ведь по сути «Мотылек» - это стильное, поэтическое творение, в котором нет ни манифеста, ни как такового высказывания, но есть признание в любви к искусству кино. Остальным же зрителям картина Азиза Жамбакиева вполне может показаться претенциозной пустышкой. И едва ли их можно за это винить. В конце концов, само понятие «современное искусство» (а «Мотылек» вполне можно к нему отнести) вызывает множество споров.
В кино ходил Карим Кадырбаев
Оцените рецензию
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий