È

Рэкетир 2: Прошлое отступило

Рэкетир 2: Прошлое отступило

Целых восемь лет! Восемь лет казахстанские зрители ждали продолжение картины Акана Сатаева «Рэкетир». И дождались. Уже месяц в прокате идет продолжение этой криминальной драмы. Правда, мне думается, картина разочаровала зрителей нашей страны. Фильм, если не уступает, то, по крайней мере, находится на одном уровне с предыдущей работой. А ведь именно вторая часть должна быть лучше и интереснее, чем первая. Вспомним хотя бы сиквел «Крестного отца» или «Матрицы». Конечно, «Рэкетир» не трилогия, но чем Сатаев не шутит.

Основной аудиторией этой картины является молодежь, и она в нашем случае - лакмусовая бумажка. Но даже среди молодежи нет разговоров про фильм. Нет резонанса. Нет слухов, обсуждений и разных мнений, как было с предыдущей работой. Все тихо. Как будто вода в песке растворилась. Устроили премьеру, загнали людей, но дальше не пошло. И дело даже не в низком техническом и художественном уровне картины. Это и так понятно. Другие картины, такие как «Аманат» Сатыбалды Нарымбетова и «Кунанбай» Досхана Жолжаксынова, после премьер тоже не вызывают никакого интереса как со стороны зрителей, так и стороны кинокритиков. И это очень любопытно. Можно сделать только один вывод: если в бассейне не будет воды, не будет и никаких пловцов. Некому обсуждать эти картины! Нет общества! Фильмы уходят в космос. Люди настолько оглупели или устали, что их уже ничего не волнует. Не волнуют даже политические и общественные события в стране, социальное положение большинства граждан и бесконечные криминальные бесчинства. Куда уж там искусству, если даже такая «народная» картина, как «Рэкетир 2», не вызвала среди народа шевеления. Видимо народ и в частности молодежь настолько отупели, что даже «Рэкетир 2» - сложный. Остается подавать продукты только самого низшего качества, вроде Кайрата Нуртаса и прочих южно-казахстанских певцов. Дальше уже тупик. Идет полная деградация общества. Общества, где нет никаких моральных ценностей и социальных институтов. И «Рэкетир 2» показывает это как нельзя наглядно на примере главного героя Булата. Он - младший брат некогда криминального авторитета Руслана. Десять лет назад Руслана убили. «Пора» - думает Булат и начинает мстить за брата.

Надо сказать, что фильм разочаровывает по всем критериям. Даже в своем жанре. Актерская игра по традиции слабая, актеры топорны и их действия в фильме шаблонны. Как вы думаете, что должен делать главный злодей в таких фильмах? Правильно! Должен все время ругаться, пить дорогой виски, развлекаться с проститутками и нюхать кокаин. И в фильме еще очень много таких вот клише, которые, складываясь вместе, создают не очень хорошее впечатление в профессиональном смысле. Картина развивается стремительно, динамично. Из-за этого не успевают раскрыться некоторые линии фильма. Например, любовь дочери Жана и главного героя или личная трагедия главного помощника Жана. Да и сама история Жана не раскрыта. Создатели видимо хотели запихнуть все, говоря и объясняя нам, что «а вот этот сейчас здесь работает, а вот этот спился, а это его младший брат». Из-за такого нагромождения фильм получился скомканным. Главный герой уже не такой харизматичный, как это было с Саяном восемь лет назад. Мелькания знакомых казахстанских актеров, вроде Максима Акбарова, тоже раздражают. И мне иногда думается, а нельзя ли не снимать Аружан Джазильбекову в каждом казахстанском фильме, нельзя ли поискать более красивых, более талантливых и умных актрис?

Интересен феномен главного героя. Ведь таких, как Булат, то есть так называемых «недорэкетиров», много в Казахстане. Целые группы молодых людей слоняются на улицах от нечего делать, бьют бездомных, ходят на тренировки, чтобы потом драться и назначать «стрелки». Это любопытный материал с точки зрения социального исследования. Почему наша молодежь склонна объединяться в группы, действовать больше на улице, нежели дома? На них же не действует ни институт семьи, ни преемственное воспитание, да и сами институты не действуют. И причина не только в отсутствии воспитания. Сама история напоминает приключения каких-то дворовых «пацанов». Масштаб сильно проигрывает по сравнению с предыдущей картиной. Понятно же, где сейчас настоящие «рэкетиры», а все эти молодые люди в фильме – так, жужжание, мельтешение. Времена уже не те. Обстоятельства не те. Все не то. Разрыв увеличился. Те, кто были «выше» в 90-е, теперь еще «выше». Те, кто остались, уже «не те».

Надо также отметить, что нельзя здесь путать причинно-следственную связь. Кто-то может укорить, что подобные фильмы негативно влияют на молодежь. Но, скорее, наоборот. Это молодежь склонна портить фильмы. То есть из-за оглупения народа и появляются такие фильмы. Сатаев делает то, что требуют. «Рэкетир» в нашем случае, как зеркало. Своей эстетической низкопробностью оно показывает низкопробность нашего общества. И это, кажется, единственный плюс фильма.

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Знай в лицо

Ораз Абишев

Режиссер

Маулутхан Сагимбаев

Оператор

Ян Вон Сик

Режиссер