È

С ног на голову, или О, дивные миры Тима Бертона

С ног на голову, или О, дивные миры Тима Бертона

А вы когда-нибудь висели на диване вниз головой? Конечно. В далеком детстве. Ведь это так увлекательно - видеть привычный мир под непривычным углом. Похоже, Тим Бертон обожает снимать свои фильмы в состоянии "вниз головой". В этом ракурсе все обыденное становится совершенно неузнаваемым и необыкновенным.

В мире Тима Бертона головы королев в два раза больше положенного, шляпники безумны, а вампиры наивно добры. Пингвин неестественно раздут и чудовищно амбициозен. Веселье Битлджуса вовсе не кажется смешным. Предмет всеобщего обожания оказывается злющей ведьмой Анжеликой. А ужасающие мертвецы на самом деле милейшие существа на свете. Добро пожаловать в перевернутый мир Тима Бертона!

Кинематограф этого мастера пугает, завораживает и чарует. Он вычурный, гротескный и откровенно мрачноватый. И самое главное, мы с первых кадров можем понять, чей фильм мы смотрим. То есть, можно говорить о целостной, оригинальной и присущей только этому режиссеру эстетике. Почему из всех возможных художественных средств он неизменно выбирает территорию тьмы?

Ответ на этот вопрос рождается из понимания того, ЧТО же так упорно хочет донести до нас Тим Бертон. Вспомним послания из лучших работ режиссера. «Труп невесты»: настоящая любовь, когда счастье любимого человека важнее собственного. «Франкенвини»: дружба и преданность могут совершать невероятное. «Чарли и шоколадная фабрика»: доброе отношение друг к другу – главное богатство. «Сонная лощина»: ради справедливости стоит идти до конца. «Мрачные тени»: семья превыше всего. «Алиса в стране чудес»: сражаться за светлое можно в любых обстоятельствах. Ничего нового. Все эти истины давно стали прописными. Но становятся ли они от этого менее нужными? И умница Тим Бертон, прекрасно осознавая затертость этих истин, прибегает к эстетике «перевертышей», к парадоксу, к эпатажу, чем буквально выносит нам мозг и заставляет пересматривать наши стереотипы, перетряхивать наши сундуки залежалых эмоций и возвращать окаменевшие «правильности» к новой жизни.

Для свежего взгляда на то, что всем давно известно, нужно все запутать, поменять местами и преувеличить. Весь кинематограф Бертона - это приключения Алисы в Зазеркалье. Неудивительно, что рано или поздно режиссер напрямую обратился к знаменитому первоисточнику. В других же его картинах Алиса просто меняет образы и места действия. Сквозная тема перевернутого мира настолько связывает все фильмы, что возникает ощущение одного непрерывного театрализованного действа. Что еще больше усиливается присутствием в каждой картине его любимых актеров: Джонни Деппа и Хелены Бонем-Картер. Их слегка демоническая манера игры очень органично ложится на главный парадокс Тима Бертона – И ТЬМА СОДЕРЖИТ СВЕТ.

Режиссер играючи опрокидывает все наши представления о добре и зле; как в шахматах, меняет местами черных и белых (словно в сцене битвы двух королев в зазеркальном мире) и устами Тьмы говорит о Свете. Нет больше жизни, чем в его загробном мире. Нет больше любви, чем в его трупах и вампирах. Нет больше сострадания, чем в его жутких историях преступлений. Пронзительный фильм 2005-го года «Труп невесты» - это художественная кульминация феномена по имени Тим Бертон. Здесь все любимые мотивы, темы, образы, сюжеты сходятся в одной точке и рождают невыразимо прекрасную песню о всепобеждающей любви. Невозможно забыть музыкальную тему фильма и самую романтичную сцену 21 века - уход Эмили со столь желанного венчания с последующим превращением в тысячу разлетающихся бабочек. Мудрость и чудачество режиссера создали мир, где мертвые живее и, однозначно, веселее тех, кто считает себя нормальными людьми. Где жажда власти и богатства неизбежно ведет к смерти при жизни, а одержимость замужеством волшебно превращается в настоящую и действенную любовь.

Магия Тима Бертона, его способность языком безумных фантазий говорить об очень реальных и серьезных вещах ставит его анимацию в один ряд с большим кино, а его большое кино настолько будоражит воображение, что возвращает нас к наивно-восхищенному детскому взгляду на мир. Мы снова висим на диване вниз головой и видим удивительное там, где о нем давно позабыли.

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Казахстанское кино

30 Марта

Завершились съемки нового фильма Адильхана Ержанова

Драма с элементами хоррора

Знай в лицо

Анатолий Белый

Актер

Борис Эстрин

Актер

Александр Пальчиков

Актер

Харальд Розенстрем

Актер

Сабина Ахмедова

Актер

Кирилл Кузин

Режиссер

Анна Чиповская

Актриса

Иван Янковский

Актер