È

Voxpopuli: Индустрия кино

Voxpopuli: Индустрия кино

В последние годы в Казахстане появляется все больше кинотеатров, растет количество зрителей и продаваемого попкорна. Мы попытались разобраться в том, как работает индустрия кино.

В начале 2000-х Казахстан стал приобщаться к мировому кинобизнесу, были реанимированы построенные еще в советские времена кинотеатры, в которых появились современное оборудование и последние новинки кинопроката. Все кинотеатры того времени были stand-alone. Настоящее развитие кинорынок Казахстана получил с появлением новых торгово-развлекательных центров, в концепции практически каждого из которых был предусмотрен мультиплекс. Если в 2001 году в Казахстане насчитывалось только 37 кинотеатров, почти все они были однозальными, то уже через 10 лет - 94 кинотеатра, и большая часть из них - мультиплексы. По данным Агентства по статистике, количество посещений кинотеатров за эти десять лет выросло в 13 раз. Таким образом, рынок кинопроката в Казахстане вырос в самостоятельную индустрию со своими особенностями и правилами.Если рассматривать кинорынок в целом, то его можно поделить на две самостоятельные части: рынок кинопроката и рынок кинотеатров. Существует еще рынок кинопроизводства, но он в Казахстане пока представлен в основном «Казахфильмом».

О кинопрокате

Основными игроками на рынке кинопроката являются компании Kinopark (20th Century Fox), «Меломан» (Disney, Sony, Bazelevs, West), «Интерфильм distribution» (Universal, Central Partnership, которые владеют пакетом Paramount), «Арман» (Warner Brothers, Paradise, Вольга), Cinema Hotel Corporation (Top film distribution), Star Cinema («Наше кино») и «Казахфильм». Борьба между прокатчиками за фильмы происходит на кинорынках, для казахстанского рынка это чаще всего российские кинорынки в Москве. Но в основном спорят за какие-то небольшие проекты, так как крупные прокатчики работают со студиями-мейджорами, крупнейшими голливудскими студиями. Не так часто происходит переход мейджора от одного прокатчика к другому, но такое случается. К примеру, в прошлом году многие казахстанцы были удивлены отсутствием в прокате таких фильмов, как «Эволюция Борна» и «Третий лишний». А все произошло потому, что компания Universal Pictures International прекратила работу с Kinopark. В настоящее время пакет Universal в Казахстане прокатывает украинская компания «Интерфильм distribution».

То, что в Казахстане кинодистрибьюторы часто связаны с сетями кинотеатров, создает определенные трудности для сетей, не имеющих собственного прокатного пакета. К примеру, Star Cinema может просто не получить какой-то фильм прокатчика для показа, что уже не раз происходило. Поэтому в Казахстане важно, чтобы сети кинотеатров имели собственный пакет фильмов для проката, а для кинопрокатчиков в идеале нужны собственные кинотеатры, для того чтобы чувствовать себя полноправными участниками рынка. В то же время студии-мейджоры не приветствуют тот факт, когда дистрибьюторы имеют свои кинотеатры, так как они понимают, что прокатчик может ограничить предоставление копий, а это отрицательно скажется на сборах картины.

Сабина Кузенбаева - директор "Cinema Hotel Corporation" (фото Жанарбека Аманкулова)

О кассовых сборах Одним из главных вопросов правообладателей кинопродукции к отечественным прокатчикам является непрозрачность сборов. Большинство наших прокатчиков их не раскрывают, как это принято во всем мире. Хотя некоторые прокатчики начинают публиковать свои сборы. В любом случае, объем рынка кинопроката в Казахстане оценить все еще сложно. По словам директора Cinema Hotel Corporation Сабины Кузенбаевой, «сборы от проката в Казахстане составляют 3-10% от общих сборов в Российской Федерации». То есть если оценивать сборы в РФ по итогам 2012 года в размере 1,2 млрд. долларов США, то сборы в Казахстане могут колебаться в пределах от 36 до 120 млн. долларов США в год, или от полумилиона до двух миллионов долларов США в неделю. В свою очередь, исполнительный директор киноцентра «Арман» Бауржан Шукенов считает, что «этот диапазон немного уже, и сборы в Казахстане составляют 4,5-5% от уровня российских сборов, то есть около 60 млн. долларов в год». Данные Агентства по статистике практически подтверждают вышеприведенные цифры, по его оценкам, в 2011 году в нашей стране киносеансы посетили почти 11 миллионов человек, значит, кассовые сборы могут составлять около 55 млн. долларов при средней цене билета в 5 долларов. Учитывая тенденцию роста рынка, по итогам 2012 года объем сборов мог достигать и 60 млн. долларов за год, или чуть более 1 млн. долларов в неделю. Похожие цифры озвучил нам и генеральный директор компании «Меломан» Вадим Голенко, по его словам, «box office компании «Меломан» в 2012 году составил 3,3 млрд. тенге, а доля компании на рынке около 30%, то есть общие сборы в Казахстане могут приближаться к 10 млрд. тенге» (примерно 66 млн. долларов США).

Как же делятся эти самые кассовые сборы между прокатчиком и кинотеатром? Чаще всего это либо 40 на 60, либо 50 на 50 процентов. То есть кинотеатры получают 40 или 50 процентов от собранных с проката картины средств, а остальные 50 или 60 процентов направляются правообладателю, который, в свою очередь, направляет большую часть собранных средств (от 60 до 80 процентов) студии, которой этот фильм принадлежит. «Все мейджоры работают 60 на 40, а «Казахфильм» и некоторые независимые компании в зависимости от картины работают 50 на 50, что вполне справедливо, в отличие от практики, где мейджор забирает себе большую часть кассовых сборов. В большинстве стран мира практика другая, везде кинотеатры и прокатчики делят сборы поровну в отличие от Казахстана, где сложилась довольно дикая ситуация», - сетует Бауржан Шукенов.

Что касается цен на билеты, то, по словам Сабины Кузенбаевой, «студии всегда задают порядок цен на билеты. Это прописывается в отдельных соглашениях, а затем строго отслеживается. Чаще всего устанавливается минимальная цена билета, ниже которой кинотеатр не имеет права опускаться. При этом хронометраж фильма никак не влияет на стоимость билета».

Основные сети кинотеатров в Казахстане

О кинотеатрах

Рынок кинотеатров между собой делят в основном Kinopark, Star Cinema, «Арман» и более мелкие игроки. В то же время, учитывая насыщенность рынка кинотеатров, к примеру, в Алматы, казалось бы, цены на билеты должны снижаться, по крайней мере они не должны расти, но на самом деле мы наблюдаем плавное повышение цен. Почему же так происходит? «Такая ситуация складывается потому, что, несмотря на рост количества кинотеатров, количество зрителей остается прежним. Поэтому единственным выходом для окупаемости кинотеатра является повышение цены. Другим фактором, влияющим на рост цен, являются кинопрокатчики, которые также повышают цены на свои фильмы», - отмечает Сабина Кузенбаева.

Даже при том, что уже сейчас рынок кинотеатров в Алматы находится на грани насыщения, в ближайшие два года в городе ожидается открытие еще порядка 40 новых залов, большинство из которых будут представлены сетью Kinopark. К примеру, в России наиболее обеспеченным кинотеатрами городом считается Екатеринбург, в котором на 100 тыс. человек представлено 6,97 зала. В Алматы, по данным АО «Казахфильм», на конец 2011-го было 4,4 зала на 100 тыс. человек, но в прошлом году открылись Chaplin ADK, «Иллюзион Атриум», Bekmambetov Cinema, Kinopark Esentai, совсем скоро откроется шестизальный кинотеатр «Арман» в новом ТРЦ MART. Это еще 33 новых кинозала. Уже сейчас в Алматы показатель залов на 100 тыс. человек равен 6,7, и, по всей видимости, уже в текущем году с открытием Dostyk Plaza Алматы станет наиболее обеспеченным кинотеатрами городом в СНГ. Бауржан Шукенов так комментирует эту ситуацию: «6 залов на 100 тысяч человек - это нормально. Такая же ситуация в России. В Алматы лучше было бы по районам распределить более правильно кинотеатры. Вот в этом проблема. Скажем, сейчас микрорайон «Айнабулак» практически не охвачен кинотеатрами. Его жителям нужно ехать в центр города. Надо, чтобы кинотеатры росли в сторону окраин, а не в центре. В США, к примеру, много открывается кинотеатров, но и приличное количество закрывается. Это правильно. У нас же, если кинотеатр «умирает», является нерентабельным долгое время, все равно там что-то пытаются делать, а надо их просто закрывать».

Учитывая возрастающую конкуренцию, кинотеатрам приходится использовать все имеющиеся возможности для привлечения зрителя. Ясно, что ценовой политикой сделать это сложно, поэтому используются другие мотивирующие факторы создания лояльности новой аудитории к кинотеатрам. В частности, с прошлого года практически все киносети начали прокатывать фильмы на языке оригинала, организуются различные дискуссионные клубы, проходят показы фестивального и авторского кино, проводятся пресс-показы для СМИ. Но наибольший потенциал повышения доходности кинотеатров состоит в развитии сопутствующих продаж в кинотеатрах, продаж в барах, сувенирной продукции и рекламных площадей. Мнение Сабины Кузенбаевой по этому вопросу следующее: «В идеале в кинотеатре должна наблюдаться такая тенденция, что доход от баров превышает доход от проката фильмов. К сожалению, картина на нашем рынке другая. Средний чек на баре пока не превышает средней стоимости билета».

Бауржан Шукенов - исполнительный директор киноцентра "Арман"

Во многих кинотеатрах сейчас появляется все больше рекламы перед показом фильма, которая в некоторых сетях может длиться по несколько минут. Мы поинтересовались у Бауржана Шукенова, правильно ли это. «Это правильная практика, просто ею нельзя злоупотреблять. Более того, американские кинотеатры сейчас начали брать плату за то, что они показывают киноролики. Они у студий берут деньги за прокат трейлеров, и я считаю, что это тоже правильно. Потому что в данной ситуации, чтобы развивалась индустрия, чтобы она была живая, должны хорошо чувствовать себя кинотеатры, тогда и вся индустрия будет себя чувствовать хорошо. Если у кинотеатра нет денег, то можно ставить крест на всей киноиндустрии, и никто не сможет ей помочь. Все деньги делаются только в кинотеатре. Каким бы замечательным пакетом ни обладал прокатчик, если не будет денег в кинотеатре, то это все никому не нужно, так как этого никто не увидит», - считает Бауржан Шукенов.

Понятно, что рынок кино в Казахстане как самостоятельная развлекательная индустрия состоялся. Он имеет под собой достаточно серьезные финансовые ресурсы и определенные перспективы развития, но этот рынок все еще недостаточно прозрачен, по-настоящему работает в Казахстане только в нескольких городах и ему есть куда расти.

Источник: Voxpopuli

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Новости персоны

02 Апреля

Айнур Ниязова получила роль в российском сериале

«Шаман» Рустама Мосафира

Знай в лицо

Халльдоура Гейрхардсдоуттир

Актер

Бенедикт Эрлингссон

Режиссер

Альфредо Кастро

Актер

Луис Ньекко

Актер

Нестор Кантильяна

Актер

Антония Сехерс

Актер

Гаэль Гарсиа Берналь

Актер

Пабло Ларраин

Режиссер