È

Дмитрий Кириенко: «Доля локального кино растёт»

Дмитрий Кириенко: «Доля локального кино растёт»

Программа «Однажды в кино» - совместный проект Казахстанской Медиа Академии и портала Бродвей. После долгих карантинных ограничений зритель вернулся в кино. Кинотеатры возобновили свою работу, но только на новых условиях и по новым правилам. О жизни кинотеатров в современных реалиях и о том, как мы теперь будем ходить в кино расскажет наш гость – коммерческий директор крупнейшей сети кинотеатров в Казахстане «Chaplin cinemas» Дмитрий Кириенко.

Камилла Касымова: Здравствуйте, Дмитрий. Хорошей новостью для любителей кино и, конечно же, сотрудников кинотеатров стало послабление карантинных мер. Ваши кинотеатры начали работать с 15 июня. Как проходит процесс восстановления, изменилась ли культура посещения кинотеатров и насколько активен сам зритель?

Дмитрий Кириенко: Здравствуйте. Да, сейчас появилась надежда на то, что все эти локдауны, которые довели нашу компанию почти до предсмертного состояния позади, можем даже предположить, что кинотеатры начнут возвращать былой поток зрителей. Мы пережили сложные времена в момент локдауна, но, как потом показала практика, самые сложные времена наступили после. Потому что экономически легче было поддерживать сотрудников, состояние технического оборудования в период, когда мы не работали, нежели, когда начались эксперименты: ограничения по времени работы кинотеатров, не разрешали работать в выходные дни, именно тогда мы понесли самые большие убытки. Всё нормализовалось только тогда, когда, пусть с «Ашық», пусть только с зелёным статусом, но кинотеатрам разрешили работать в своей стандартной сетке, когда показы проходят с утра и до вечера. Сейчас спрос растёт, иногда мы даже не можем всех уместить. В октябре начался период блокбастеров, в ноябре-декабре он продолжится. Поэтому если не возникнет никаких новых экспериментов, с тем, чтобы продемонстрировать какую-то очередную показную деятельность на кинотеатральном бизнесе, то до конца года бизнес придёт в состояние, пока ещё не доходное, но те убытки, которые несёт эта отрасль, не будут столь значимыми и тяжёлыми, как это было до того.

Вся наша жизнь поделилась на две части: до пандемии и после. Как менеджмент вашей компании пересматривает стратегию развития дальнейшего существования кинотеатров в новых реалиях?

Много разговоров было на фоне пандемии о том, что кинотеатральный бизнес бесперспективен и якобы люди утратят свою социальную черту и перестанут ходить в кино. Но, мы сегодня видим совершенно противоположную картину, у нас не хватает мест в кинозалах. У нас был случай, когда упала система кассовая в выходной день, программисты не могли долго наладить её, и администрация кинотеатра обратилась к людям с предложением расходиться, от чего люди отказались и сказали, что будут ждать и хотят посетить, хотя людей в очереди было довольно много. На самом деле человек очень социален, и вся эта разлука, попытки рассадить людей по домам, домашние аресты, с целью нераспространения вируса создали отложенный спрос – люди очень долго ждали этой возможности, и они физически сегодня реализовывают эту потребность – в общении, коммуникациях, посещениях публичных мест. И кинотеатр в этом смысле замечательная альтернатива всему тому интертейнменту, о котором как раз так много говорили во время карантина, что растёт доля онлайн, скоро все будут смотреть сериалы не выходя из спальни, круглосуточно и всё такое прочее. Был, действительно большой очень рост онлайн, был большой рост самого сервиса. Они выкачали, с полок собрали контент, который в этом смысле не нужен даже был – на рынке было огромное количество контента, который никого не интересовал, каких-то незавершённых картин, незаконченных и тому подобное. Всё это онлайн сервисы «спылесосили», показали, теперь им самим показывать особо-то нечего, и они сейчас находятся в стадии активного производства, чтобы теперь справиться с тем спросом, который сформировала «ковидная истерика». Много было разговоров, что люди, которые привыкли смотреть онлайн, перестанут ходить в кинотеатры, мы изначально были не согласны и теперь совершенно точно убеждены в этом. Мы относимся довольно спокойно к тому, что есть удовлетворение спроса в онлайне, это наоборот даже разогревает саму культуру смотрения. Когда человек пребывает в постоянном обилии предложения по потреблению контента, то он его больше и потребляет в разной форме. Если бы сегодня, допустим, ограничения по рассадке составляли, к примеру, 70% - мы бы были загружены на 70%. Это говорит о том, что спрос, если сравнивать его к минувшему году, не изменился вообще.

Как зрители воспринимают отечественное кино? Какова доля процентного соотношения российского, казахстанского и зарубежного кино в вашей сети?

Доля локального кино растёт. Я наблюдаю за этим процессом на протяжении шести лет, и она перманентно растёт. С точки зрения количества самих картин она до какого-то момента удваивалась двукратно, до 2019 года, допустим. Сама же доля выручки росла с приростом, допустим, в 30% ежегодно. Мы всегда были очень открыты к местному производителю, всегда пытались его поддерживать, и поддерживаем сейчас, максимум наших возможностей прикладываем, чтобы именно локальное кино чувствовало себя максимально комфортно в наших кинозалах. Эта политика положительно сказывается на росте самого количества контента и на то, что всё больше зрительский запрос этому соответствует. В прекрасный, до карантинный период, с января по 11 марта 2020 года, в нашей сети казахстанское кино достигло показателя в 37,5% . Доля казахстанского кино, выручка – составила вот такой показатель, и мы уверены, что потенциал местного кинопроизводства спокойно можно доводить до 45-50%. И это совершенно нормально, потому что, если смотреть на международный опыт: на китайском рынке – 90% китайского кино, на корейском – сейчас вообще идёт бум корейского кино, и оно экспортируется по миру, в России – доля локального продукта очень велика, там идёт большая поддержка, в том числе гос.финансирование и очень комфортные условия для продюсеров созданы. Сейчас очень хорошее время для развития кинопроизводства. Кинопроизводство – это не просто какой-то процесс, который зритель не видит – это огромное количество людей, которые получают трудоустройство, опыт, этот опыт развивают. Нам, когда задавали вопросы по поводу того, какой урон понесла индустрия во время всех этих «процедур ковидных», мы говорили, что кинотеатры – это только видимая часть айсберга, это только то, что вы физически можете увидеть. В кино вы не видите практически никого, кто за кадром находится, а это огромное количество. И если, грубо говоря, в стране снимается сто картин, значит в кинопроизводстве задействовано порядка 100 000 человек. Это достаточно большое количество людей, которые кормят свои семьи.

За каким кино будущее кинопроката? Какой жанр фильма может заставить зрителя прийти на премьеру?

Мы пытаемся всегда анализировать, у нас есть способы изучения зрительских симпатий. И мы пытаемся всегда в этот момент жанровость изучать, но честно говоря, лучший жанр – хорошее кино. Это всё равно, что сравнивать пироги и котлеты. Но есть рестораны, которые выходят с хорошим спектром предложений. Хороший кинотеатр – некое место, которое одновременно должно удовлетворить интересы разных групп людей разных возрастов. Мы за счёт своей многозальности должны удовлетворить этот спрос.

Как долго Вы работаете в прокатном бизнесе? Как Вы пришли в эту сферу? Вы сами киноман?

Киноман – это мне кажется такое состояние человека, когда он получает удовольствие от просмотра аудиовизуального продукта, если так, то к сожалению, нет. Когда я смотрю картину – моя задача дать ей чёткую оценку и прогноз. Киноман получает удовольствие от просмотра, а я в данном случае смотрю как повар на ингредиенты, я осознаю, что такое вкус конечного продукта, но именно удовольствие от его просмотра я получаю крайне редко. Что касается того, как всё это началось, кажется 22 года назад в городе Киеве открылся большой, современный кинотеатр, назывался он «Украина», я ещё тогда учился в институте, меня пригласили туда на работу менеджером по рекламе. С тех пор вся эта история каким-то образом перекликалась с телевидением, но из кинопроката я никогда не выходил. Мне когда-то сложно было представить, что мы дойдём до кинопроизводства, но, по факту мы дошли и до этого. 5 или 6 лет назад мы начали делать первые шаги в производстве кино и сегодня в рамках нашей структуры есть кинопроизводственная компания, которая уже сегодня за плечами имеет некий бэкграунд, более десятка картин. Получается, что в кинопрокате есть некие нападающие и защитники, есть люди, которые занимаются дистрибуцией кино, его продвижением, а есть люди, которые занимаются эксгибиционной частью, от слова эксгибитор – показчик, это кинотеатральная сеть. Большую часть своей сознательной жизни я работал именно в кинодистрибуции. И вот последние лет 8 я работаю в защите, со стороны кинотеатральных сетей, где опыт, полученный по ту сторону баррикад. я могу применить для того, чтобы максимально эффективно отстроить программную политику внутри сети. Мне кажется. у нас получается. У нас сегодня, без ложной скромности, самая эффективная сеть. Пятью кинотеатрами в двух городах мы собираем порядка 28% рынка всей страны. Это достаточно большой показатель, мы такой крупный игрок.

Кинопрокатный бизнес у нас развит в двух городах – Алматы и Нур-Султан. Как обстоит ситуации с менее крупными городами? Какие факторы могут влиять на развитие именно в малых городах?

Я бы не сказал, что малые города как-то недоразвиты в плане кинофикации. Просто количественно – это вопросы соизмерений, то есть в городах-милионниках есть определенное количество кинотеатров, в городах, где сотни тысяч человек живут, их значительно меньше, потому что кинотеатр это в любом случае затраты. Его содержание на самом деле не так просто и не так дешево. И с точки зрения качества и количества контента никакой разницы на самом деле нет. Люди могут ходить и смотреть одинаковое кино и в Алматы, и в Актобе, где угодно. Есть небольшая специфика, может быть, в количестве кинозалов, может немножко в каких-то качественных аспектах. Кинотеатры в регионах развиваются неким своим путём, но, по тем же, абсолютно рельсам.

В своём подкасте киновед Всеволод Коршунов сделал прогнозирование будущего кинотеатров, по его словам кинотеатры скоро станут развлечением для элиты. Ваша точка зрения по этому поводу?

Мы не делаем никаких усилий, чтобы это случилось именно так, потому что считаем, что кинотеатральный бизнес – это бизнес в сегменте масс-маркет и, учитывая наши планы по развитию, нам бы не хотелось уходить в элитарную историю. К сожалению, развитие кинотеатров будет происходить таким образом, что будут выживать сильнейшие и самые креативные – те, которые смогут предоставить особый контент, особый сервис и качество сервиса, особый способ коммуникаций со зрителем, очень важны сегодня предварительное бронирование, покупка билетов онлайн, может быть завтра появится везде то, что сейчас есть только в вип-залах – заказать себе индивидуальный просмотр. Мы над этим работаем, понимая, что если не элитарный сегмент захватить, то уж точно работать со зрителем, который больше и больше будет требовать от нас и мы к этому готовы.

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

25 Апреля, 2020

Айдархан Адильбаев рассказал о планах ГЦПНК

Зампредседателя Государственного центра поддержки национального кино дал интервью

Brod.kz

Казахстанское кино

17 Октября, 2017

Аскар Бисембин рассказал о фильме «Больше, чем кино»

Режиссер признался, что любит истории, вселяющие надежду 

Brod.kz

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Новости персоны

02 Апреля

Айнур Ниязова получила роль в российском сериале

«Шаман» Рустама Мосафира

Знай в лицо

Актан Арым Кубат

Актер

Ренат Гайсин

Композитор

Камшат Мырзатаева

Актриса

Дидар Оспанов

Актер

Саттар Ерубаев

Актер

Асхат Урпеков

Актер

Жасулан Пошанов

Режиссер