Адильхан Ержанов: «Нет философии - нет кино!»

Адильхан Ержанов: «Нет философии - нет кино!»

Известный в кинотусовке экспериментатор и бунтарь Адильхан Ержанов на днях показал Бродвею свою новую картину «Строители». На этот раз Адильхан решил отойти от привычной дрожащей камеры и рваного монтажа, предпочтя им длинные статичные планы и немногословность. После показа режиссер любезно согласился рассказать о создании картины и своих новых взглядах на кино.



Как пришла в голову идея снять «Строителей»?

Это из моей жизни. Лет в 15 я строил с братом хижину из ворованных материалов, чтобы было где жить. Так что, многое правда.

Как проходили съемки? Не возникало трудностей, конфликтов? Все ли
 были вовлечены в процесс одинаково, с фанатизмом, подобным твоему?


Это самые эффективные и слаженные съемки в моем опыте. Чем меньше 
группа, тем лучше процесс. По крайней мере, у нас в Казахстане. К примеру, звукорежиссеру легче попросить о тишине десять человек, чем сорок. И когда каждый участник знает, что делать, никаких ассистентов не требуется. Как правило, куча ассистентов необходима либо дилетантам, либо выпендронам. Если это, конечно, не голливудский блокбастер.

В нашей группе абсолютно все фанатики кинематографа, слабо мотивированные в творчестве давно ушли на халтурки. Дело в том, что мы работаем на перспективу - пусть и без денег, в то время как остальные работают за деньги на сегодняшний день.

Ты нашел новый подход к созданию кино, в чем он заключается?


В простоте. Я часто гнался за ненужными планами ради ритма. В истинном
 кино, как и в литературе, не нужно многословие, достаточно минимума слов или планов, чтобы замысел был выражен соответственно. Конечно, ритм от частых склеек и вообще склеек возникает, но это по сути оптический обман. Настоящий ритм не должен зависеть от монтажа, иначе это клип. Ритм - это дело драматургии и происходящего на экране. Как в живописи важны только свет и тень, а линии должны выявляться незаметно и лишь в самых необходимых местах, так и в кино линии подобны монтажным склейкам, которых должно быть как можно меньше. Это и есть задачи режиссера - вести повествование таким образом, чтобы не обнаружить присутствие автора каким-нибудь грубым крупным планом или необязательной склейкой. Это вопросы вкуса и языка. Хорошая литература не терпит обнажения замысла. Чехов писал так, будто его нигде нет, но при этом авторская воля и нарратив ясны. Пока в кино такое удавалось немногим.

Чем вдохновлялся, создавая «Строителей»? Чье творчество вдохновило 
на нетрадиционные для тебя методы работы?

«Дыра» Жака Беккера, Ясудзиро Одзу, Рой Андерсон, Брессон, Джармуш, 
Нагиса Ошима, Феллини. Все эти режиссеры настолько великолепно владеют киноязыком, что могут позволить себе быть абсолютно простыми, и не терзают фильмы форменными изысками и кульбитами. Они очень спокойно и честно строят повествование и не рассыпаются в акцентах - их у них за весь фильм немного, и каждый работает.

Планируешь ли ты продолжать экспериментировать с подачей материала или ты уже нашел свой язык, свою систему?

Мне всегда важно было высказывать себя так, чтобы я сам себе верил, и 
прежде я ловил себя на мысли, что искренности полной нет. Точность -
 это правда, и добиться этой точности можно только вернувшись к
 истокам, будто до тебя никакого кинематографа и не было. Я буду 
работать в направлении простоты, потому что это самый удобный путь к
 честности.


Подобное кино редко вызывает широкий зрительский интерес.
 Планируешь дальше работать на фестивали или же есть планы на что-то 
массовое? Ради эксперимента, например.

Я не смогу сделать ничего массового. Это нечестно. Хватит с
 экспериментами. Мне уже 30 лет, и я должен успеть выразить себя, а не 
заимствовать клише жанрового кино для заигрывания со зрителем. 
Массовый зритель жесток, он смотрит кино, чтобы развлечься.

Мой же 
взгляд на кино более гуманный, я считаю, что любой вид искусства 
необходим для размышления. И потом, если я не сделаю ни одного 
коммерческого фильма, зрительского кино от этого не поубавится.


Кого из современных молодых кинематографистов Казахстана ты можешь выделить?

Наверное, все они что-то умеют, но искренности и простоты в форме я не
 видел пока что. Я просто мало смотрю сейчас кино.


А в современном мировом кино остались ли, по твоему мнению, настоящие творцы?

Братья Коэны, когда не хотят заработать, хороши. Вся когорта фестивальщиков - Ким Ки Дук, Китано, Каурисмяки. Другое дело, что на 
смену им никого нет. Вообще никого не могу вспомнить. Может, дело в 
чрезмерной индустриализации кинематографа. Ведь и в артхаусе есть свой 
мейнстрим - этакий артстрим. Длинные планы, эпатаж, социальщина, формализм - постоянные его атрибуты.

Всего два института в мировом 
кинематографе регулируют вкусы и моду артхауса - Канны и Оскар. От них 
отпочковываются и на них ориентируются все остальные фестивали. Это же 
огромный рынок с мощным финансовым вливанием. Они и формируют, какое кино будет в фаворе. Видимо, сейчас у них нет заказа на новое кино и новые открытия.


Поведай о планах на будущее. «Строители«, исходя из того, в какой
 стилистике ты снимал раньше, более статичны, а потому неожиданны для зрителей, знакомых с твоим творчеством. Чем планируешь удивлять своего зрителя дальше? Какие проекты готовишь?

Я готовлю со своей фанатичной командой проект про чуму. Эпидемия 
разразилась в маленьком городке, и житель вынужден изолироваться от 
всех на время карантина. В сюжете есть главное - саспенс, который 
придаст драматизма любой статике. Это будет фильм в духе «Строителей»,
 постараюсь быть совершенно искренним.

Назови самый любимый на данный момент фильм из созданных тобой или с твоим участием.

Конечно, «Строители». Как бы ни ругали его зрители в будущем, я уверен,
 что это настоящее.


Расскажи о Short Brothers, вашей с Сериком Абишевым студии.

На собеседовании при поступлении в Жургеновку (КазНАИ им. Жургенова - прим. ред.) я познакомился с Сериком (Серик Абишев является продюсером всех последних картин Адильхана - прим. ред.), и мы создали тайный орден коротышек (шуточный, конечно), куда входили некоторые студенты. Принимались лишь те, кто искал новые пути в кинематографе. Потом появилась идея сколотить свою студию, как продолжение ордена и мы это сделали сразу после диплома.

Ты молод, но за плечами имеешь уже несколько картин и регалий.
 Можно сказать, что ты уже давно состоялся как режиссер. Что можешь 
сказать в качестве напутствия начинающим режиссерам?

Больше философии. Нет философии - нет кино.

Беседовал Александр Медведев

Читайте также:

Адильхан Ержанов планирует снять новый фильм

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Балнур Токашкызы

08 Апреля 2014, 21:40

Здравствуйте Адильхан! хочу сняться в вашем фильме.Бывшая актриса драмм тетра. Диктор с 17 летним опытом казахского контента.г Усть Каменогорска. контакт vk.fb a-mail: myscene-@mail.ru

Рекомендуем

Интервью

9 Апреля, 2016

Элина Шакеева: «Когда есть любовь, все остальное – не важно»

Актриса, не бегущая за популярностью, а мчащаяся за мечтой

Данияр Кенжибаев

Интервью

25 Сентября, 2015

Айсулу Азимбаева в танго-спектакле «Любовница»

Перевоплощение Айсулу неминуемо, главное - стать его свидетелем.

Flyin_Hi

Интервью

5 Мая, 2016

За кадром: операторы казахстанских кинотопов

Александр Рубанов о профессии, мечтах и планах

Данияр Кенжибаев

Интервью

26 Августа, 2016

Аружан Джазильбекова: «Никто и ничто ей не указ, только любовь»

Актриса рассказала о том, как училась свистеть ради роли

Aidana Mamayeva

Рецензии

17 Января

«В сетях»: Вуайеристы соцсети

Мировое кино

10 Января

Стала известна дата премьеры продолжения сериала «Твин Пикс»

Сериал стартует весной

Знай в лицо

Ержан Жарылкасынулы

Актер

Калыкбек Салыков

Режиссер

Тасболат Мерекенов

Продюсер

Нуржуман Ихтымбаев

Актер

Бопеш Жандаев

Актер

Игорь Воробьев

Продюсер

Гани Кульжанов

Актер

Адиль Молдабеков

Актер