È

Апокалипсис от Marvel

Апокалипсис от Marvel

С 19 мая во всех кинотеатрах страны стартует новый фильм кинокомпании Marvel и режиссера Брайана Сингера «Люди Икс: Апокалипсис», завершающий трилогию о супергероях-мутантах и начатый картинами «Люди Икс: Первый класс» и «Люди Икс: Дни минувшего будущего». Фантастический боевик повествует об одноименной команде героев из комиксов, во главе которых Профессор Икс, он же Чарльз Ксавьер (в исполнении Джеймса Макэвоя) и его учениках: мутантах, обладающих самыми разными способностями. Теперь перед ними новая угроза: сильнейший мутант, когда-либо существовавший на Земле и зародившийся в Древнем Египте – Эн Сабах Нур (которого играет совершенно неузнаваемый Оскар Айзек), известный теперь с более грозным именем Апокалипсис. Случайно очнувшись после тысячелетней спячки, он грозится уничтожить жителей всей планеты, дабы возродить мир, где царствовали бы только сильнейшие. Разрозненные Люди Икс перед таким небывалым врагом вынуждены сплотиться и пуститься в смертельную схватку, где на кону выживание всего человечества. Дальнейшую функцию раскрытия сюжета оставим прерогативой будущего зрителя.

«Люди Икс: Апокалипсис» – мощнейший фильм (если, конечно, судить картину по тем законам, по которым она создана) и шедевр современной поп-культуры, соединивший все элементы развлекательного фильма-аттракциона, угрозы и страхи современного мира (хотя по сюжету фильм проистекает в 80-е годы двадцатого века) и художественные частицы мировой культуры. В умопомрачительный микс свалено все интересное и самобытное, что показывалось в предыдущих картинах про Людей Икс. Тут и новые супергерои, и перезапуск старых персонажей, которые мельком, но фигурировали в предыдущих фильмах, и истории впервые появляющихся героев. Перезагрузки, сиквелы, приквелы, смешения, соединения – среди всего этого легко затеряться простому зрителю, не фанату таких фильмов. Создатели тасуют героев как хотят, лишь бы подходили для рассказывания очередной истории. Но основные действующие лица прежние – Магнито (Майкл Фассбендер), Мистик (Дженнифер Лоуренс), Профессор Икс, лица все знакомые и оттого уже близкие. Фильмы про супергероев превращаются в подобие большого сериала: покупая билеты, мы уже знаем основных героев, воспринимаем их как близких, пустившихся в новые приключения. Нам интересны их судьбы, жизненные трагедии, перипетии. Меняются только декорации и локации.

Только американские кинематографисты способны создавать картины, соединяющие эффектные сцены из мира кино (проще говоря, экшен), и глубокие философские размышления на определенную тему. И этот фильм яркое тому доказательство.

Внешнее (экшен)

«Люди Икс: Апокалипсис» – небывалый по размаху фильм. В одном из интервью продюсер и соавтор сценария Саймон Кинберг признался, что картина по масштабу будет напоминать творения Роланда Эммериха и Макла Бэя. И, действительно, происходящее охватывает почти всю Землю. Разрушения невероятные, потери сокрушительные, ломается все вокруг. Куда уж там – ведь идет «переформатирование» всей планеты! Большинство фильмов про супергероев эпично, но новая лента Сингера выделяется даже на их фоне. Словно режиссеры фильмов Marvel соревнуются, кто разрушит мир больше.

Поразительный охват прослеживается и по линии численности супергероев. В фильме их свыше двух десятков. И все активны, что-то делают, ломают, крушат, каждый по-своему добавляет экшена в итак уже супердинамичный фильм. Голова кружится: полноценно, с рассказыванием личной истории каждого уместить невозможно. Оттого неизбежно теряется изюминка героев, с психологической стороны мутанты не раскрываются полностью, чтобы сопереживать им. Все сметает вихрь из вибрирующего сюжета. Зрителей с самого начала захватывают и буквально проталкивают через все действия с помощью быстрой и, как воронка, засасывающей истории. Лирических отступлений в фильме мало. Обилие грандиозных и эффектных сцен исключает углублённое прослеживание жизни определенного мутанта, его проблем. Режиссер Сингер творит картину крупными мазками, швыряя супергероями вправо и влево. Создатели фильма показали во всей красе что такое апокалипсис.

Но никакие современные технологии, конечно, никогда не заменят живую человеческую игру. Задуманное с самого начала франшизы привлечение серьезных драматических актеров в супергеройский фильм до сих приносит свои плоды. Глубокую драматическую и психологическую линию удерживает сильный актерский триумвират: прекрасно показывающая внутреннее напряжение Лоуренс (лауреатка премии «Оскар»), великолепно передающий всю горечь своего героя Фассбендер (двукратный номинант на премию «Оскар») и Джеймс Макэвой. Остальные же многочисленные молодые актеры вливаются в общую человеческую симфонию и единой волной образуют сильное актерское поле, где каждый из них идеально дополняет другого.

Если визуально всю палитру разрушений мирового масштаба филигранно показывает оператор Ньютон Томас Сигел (снимавший такие фильмы как «Драйф» Рефна и «Операция «Валькирия» того же Сингера), то вербально всю мощь проистекающих на экране действ весьма умело предаёт композитор Джон Оттман. В его мелодиях то вкрадчиво звучат грустные мотивы, то, набирая обороты, звуки возвышаются до божественных высот – его сочинения в любой сцене вовлекают в фильм не хуже любого спецэффекта.

Внутреннее (философия)

В завершающей части трилогии раскрывается тайна происхождения людей-мутантов на Земле. И объяснением этому является главный злодей Апокалипсис, ведь по легенде он был первым человеком со сверхспособностями и именно от него породились все дальнейшие мутанты. Очнувшись от многовековой спячки, Апокалипсис напоминает об основных обязанностях – уничтожении обычных людей. Основная цель супермутанта именно такова. Он считает себя «чистильщиком» всех людских пороков, диктатуры лжепророков, воцарившийся в мире. Основные его мотивы деструктивные и символизируют только разрушение. Философия Апокалипсиса проста и неотягощена чувствами, рефлексией, ведь божества не раздумывают, они действуют или бездействуют.

В противовес его намерениям поставлена философия всех людей-мутантов, особенно профессора Чарльза Ксавьера, считающего, что человечество достойно лучшего и что есть еще искорка добра и человечности во всех представителях рода. Неустойчивую команду супергероев трясет взаимное непонимание, временами ненависть, но в конце концов их заставляет объединиться сочувствие, сопереживание, и, конечно, доброта. Философия фильма проста. И это даже не философия, а размышления американских сценаристов и режиссеров на базисные темы людских отношений, с лихвой помешанные драками, взрывами, разрушениями.

Но эти банальные трюизмы актуальны как никогда и гораздо нужнее именно сейчас, когда мир стал настолько прозрачным, а военные технологии настолько мощными, что любая боеголовка может достигнуть другого конца света и уничтожить полстраны. Мы можем сами устроить апокалипсис, без какого-то злодея. И фильм тонко отображает этот параноидальный страх перед концом света. На эти темы нужно рефлексировать, их нужно показывать, даже в такой легкой и развлекательной форме. Благодаря таким фильмам мы представляем и понимаем, что будет, если взорвать Сидней (или же Нью-Йорк, Лондон, Каир, неважно).

Пусть лучше мир погибает по ту сторону экрана, чем по эту.

P.S.

Невозможно не отметить совершенно гениальную сцену (внимание, спойлер!): супергерой Ртуть, благодаря своей способности передвигаться с запредельной скоростью, спасает воспитанников школы для одаренных детей. Этот отрывок фильма длится 3,5 минуты экранного времени, а снимался 3,5 месяца. И весь эпизод развертывается под легендарную музыку группы Eurythmics. Только ради одной этой сцены стоит посмотреть «Люди Икс: Апокалипсис».

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

 

Редакция кинопортала «Бродвей» благодарит за приглашение на предпоказ кинокомпанию «Двадцатый Век Фокс СНГ» и кинотеатр Cinemax Dostyk Multiplex.

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

22 Сентября, 2018

Фильм «Талан» Болата Калымбетова вышел в прокат

Драма снята по повести «Қасқыр-адам» Жусупбека Коргасбекова

Brod.kz

«Лето» Кирилла Серебренникова выходит в прокат

Картина открыла 29-й фестиваль «Кинотавр» в Сочи

Brod.kz

В казахстанский прокат выходит историческая драма «Аманат»

Сатыбалды Нарымбетов снял фильм о судьбе историка Ермухана Бекмаханова

Данияр Кенжибаев

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Казахстанское кино

30 Марта

Завершились съемки нового фильма Адильхана Ержанова

Драма с элементами хоррора

Знай в лицо

Евгений Ганелин

Актер

Мария Куликова

Актер

Игорь Лифанов

Актер

Борис Щербаков

Актер

Юрий Морозов

Режиссер

Анастасия Красильникова

Актер

Ксения Баскакова

Актер

Виолетта Вакорина

Актер