È

Балансируя на краю

Балансируя на краю

 

Человек, сочетающий в себе прагматику и легкость, даже утонченность. Продюсер Сардор Салиходжаев – руководитель студии «Объектив» (г. Астана), студент 4-го курса («Режиссер продюсерского кино») Казахского Национального Университета Искусств.


Оператор Сардор Салиходжаев – самоотверженный художник экранного искусства, тонко ощущающий жизнь, человек. На его счету работа над полнометражной картиной «Бегущий по рунам» (реж. Арман Калбаев) и короткометражкой Евгения Лумпова «Новый свет», завоевавшей награды множества международных кинофестивалей. Отступать перед преградами – не про него.


«Оператор не имеет права говорить: «нет, я не смогу этого сделать»

 

Сардор Салиходжаев



Как я могу заметить, твоя деятельность раздваивается на операторскую и продюсерскую. Кого в тебе на сегодняшний день больше?

 

Я признаю – во мне больше оператора. Но в тоже время я не тот оператор, который гонится за картинкой. Хотя многие ребята сейчас склоняются больше к этому. Причем они говорят: «Вот, у меня получилась картинка, как в американских фильмах». Это не очень хорошо. И я бы не хотел, чтобы кто-то посчитал скопированное откуда-то изображение моей целью. Я гонюсь за новым смыслом в кадре, стремлюсь к индивидуальному почерку.

Я вырабатываю свой стиль. Это должно в будущем оказать на меня как на режиссера большое влияние. Я уверен, что в будущем я буду снимать свои фильмы как оператор сам.

В последнее время мне многие начали задавать вопрос: почему я не работаю с другими операторами. Мне бы хотелось найти человека, который бы относился к этому делу так, как отношусь к нему я. Работая в качестве оператора с другим режиссером, я думаю, как бы он хотел это рассказать. Я должен быть посредником между режиссером и зрителем, который максимально точно передаст то, что задумал режиссер. Возможно, приукрасить, но только с его согласия.

При выборе между двумя операторами, один из которых технарь, но без чувствования атмосферы, кадра, другой – чувствует режиссера, но недостаточно технически подкован, кого ты выберешь?

Я выберу второго, который будет больше чувствовать. Говоря о будущем, техника настолько быстро развивается и становится такой дешевой, что функции оператора по части технической сильно сужаются. Если раньше приоритетным для оператора было следить за резкостью, за экспозицией, сейчас всё это делают сами камеры. Сейчас нужно больше думать о движении камеры: куда она пойдет, о смысловой нагрузке этого движения. Поэтому я отдам предпочтение чувственности и интеллекту.

 



 

После вышесказанного можешь сформулировать определение для современного оператора?

Он должен хорошо знать живопись, должен знать технику на высочайшем уровне. Отчасти оператор должен быть психологом, который будет проникать внутрь режиссера. Оператор не имеет права говорить: «нет, я не смогу это сделать». Таким должен быть оператор современности.

Раз уж мы заговорили о знании живописи оператором. Как, по-твоему, это действительно необходимо для работы с конвейерным кино?

Без проблем. Только вполне возможно, что там он не раскроется. С другой стороны, возьмем операторов Стенли Кубрика – у них не было никакой свободы и воли. Они были скованы режиссерской диктатурой Кубрика. И даже в массовом кино, если оператор придумает что-то новое, не факт, что это войдет в окончательный вариант фильма. Всё-таки есть режиссер, со своей позиции разрешающий или запрещающий такие вещи.

Как ты относишься к ссылкам на шедевры мировой живописи?

Это имеет место быть, если несет в себе смысл. Нужно, чтобы это соответствовало линии повествования и несло визуальную красоту, в том числе стилистическую.

Что ты думаешь о фотогении как современном понятии?

Я считаю, что стандарт, которому подчинен выбор того или иного актера чисто по внешнему преимуществу (красивого лица) не совсем правилен. Здесь не хватает поиска естественности, и может даже неестественности, внешней отвратительности. Почему бы не создать новый образ протагониста? Дать ему ужасное лицо, которое чуть позже покажется нам самым прекрасным.

Это интересно тебе как оператору или продюсеру?

Как оператору. Для меня как для продюсера, чтобы не прогореть, важно всё-таки найти человека с красивым лицом, с правильными пропорциями. А как оператору – найти некрасивого человека и показать его таким, каким зритель не мог себе представить.

 

Жизненное кредо: Снимать, снимать, снимать

Любимый фильм: «Цвет граната» (реж. С. Параджанов)

Любимый режиссер: Сергей Параджанов

Любимый оператор: Сергей Урусевский

Любимый анимационный фильм: «Ежик в тумане» (реж. Ю. Норштейн)

Любимых актера и актрисы нет

 

Беседу вела Александра Поршнева

Фотографии из личного архива С. Салиходжаева

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Шакен навсегда

В Астане состоялась конференция, посвященная юбилею Шакена Айманова.

Виталий

Казахстанское кино

13 Сентября, 2019

Казахстанскому кино обещают «второе дыхание»

Межведомственная комиссия утвердила 18 фильмов

Brod.kz

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Новости персоны

02 Апреля

Айнур Ниязова получила роль в российском сериале

«Шаман» Рустама Мосафира

Знай в лицо

Никита Карев

Композитор

Кажымухан Калимбетов

Актер

Роман Бутаков

Звукорежиссёр

Жания Калиева

Актриса

Еркен Губашев

Актер

Ербол Садырбаев

Актер

Серикбол Утепбергенов

Режиссер

Николай Пак

Продюсер