Шакен навсегда

Шакен - НАВСЕГДА

28 февраля в Казахском национальном университете искусств в рамках недели кинопоказов фильмов Шакена Айманова состоялась конференция, посвященная 100-летию со дня рождения казахского киномастера.


Надо сказать, что студенты весьма горячо откликнулись на мероприятие своими ёмкими и эмоциональными работами. В них, как вы убедитесь, отражено всё: от теоретических основ анализа творчества Айманова до критических заметок о современном кинопроцессе. Организатором события выступила главный редактор журнала «ШАБЫТ» Гулим Копбаева. Жюри, в состав которого входили киновед Назира Мукушева и театровед Жанагуль Султанова, награды, слушатели, но самое главное, серьёзный подход и трепетное отношение к событию преобразовали конференцию в настоящий праздник кино.




Вниманию читателей Бродвея мы представляем работу студентки-лауреата конференции Казахского национального университета искусств, занявшей 1-е место – «Шакен Айманов и «датовское» искусство» Александры Поршневой.


Обпадательница первого места - Александра Поршнева

Шакен Айманов и «датовское» искусство


Сегодня имя режиссера Шакена Айманова окружает нас повсюду: в названиях улиц, кинотеатров, киностудии «Казахфильм». Каждый год, периодически, тем или иным республиканским телеканалом, зрителю демонстрируются массово-известные фильмы «Наш милый доктор», «Ангел в тюбетейке», «Атамекен». Являющиеся общепризнанными аудиторией, эти кинокартины – единственные популяризированные представители имени своего творца. Однако все реже нам показывают то, что подчеркивал в своих мыслях Ф. Вольтер – творения, свидетельствующие о творце. Что может так ярко и полно передать образ художника, как не его картина?


Кино Шакена Айманова – это он сам. Отличные друг от друга по замыслу и воплощению, его фильмы, тем не менее, отражают одну из основных черт не столько Айманова-актера и -режиссера, сколько Айманова-человека.

Тяга к бесконечному росту, прогрессу, одним словом к изменению – так, пожалуй, можно охарактеризовать творческий путь режиссера. За редким исключением ни один фильм не похож друг на друга по форме, жанру. Однако внимательно смотревший картины Ш. Айманова зритель, может заметить явную связь между ними – это искренность.

Творчество Шакена Кенжетаевича, как было отмечено ранее, явно разделяется на несколько составляющих его самого. Блестящ и обаятелен Айманов в фильме «Наш милый доктор». Однако в картине «В нашем районе» больше Айманова-актера, нежели режиссера. Здесь сам образ Баянова – это прямое отражение режиссерских переживаний. Как Баянов реагирует на критику, как пытается он отстоять свою территорию, - всё рассказывает нам о попытке человека оградить своё внутреннее пространство. Возможно, именно потому, что герой фильма вышел более чем противоречивым, (но и благодаря ряду известных неудач со стороны идеологической и кинематографической) этот фильм является больше актерской работой Айманова, нежели режиссерской. Наиболее удачными с режиссерской позиции являются кинокартины «Перекресток», «Атамекен», «Наш милый доктор» и «Ангел в тюбетейке». Хотя «Перекресток» является абсолютно иным по жанру и, соответственно, по воплощению в сравнении с двумя другими перечисленными, более схожими по тональности и решению формы фильмами, в них чувствуется ощущение режиссером кинопространства. Наиболее полно оно выражается в картине «Атамекен» за счет операторской работы. Здесь камера не повествовательна, а поэтична, в ней всё выражение опять же любования природой главным героем Баяном, через неё осуществляется познание героем пространства, истории и духа другой земли, осознание родства и единения при всех национальных особенностях и различиях.

Картина «Алдар косе» («Безбородый обманщик») – это синтез, являющий единение актерской игры, четко разработанной образ легендарного казахского героя и режиссуры, которая в свою очередь являет собой субдоминантную ступень в построении образа времени в целом. При том, в фильме по-прежнему ярко отражена сущность одинокого человека, его переживания, которые не скрывает, а интерпретирует главный герой.

Стоит отметить, что Айманов не только актер, создавший ярчайшие образы, и режиссер картин любимых всеми зрителями, он – певец своей земли. В каждой своей режиссерской работе он любуется природой родных краев, и в данном контексте мы говорим не столько о родном Баян-Ауле в фильме «В нашем районе», сколько обо всей казахской земле. А в кинокартине «Атамекен», которая на наш взгляд является одним из представителей гуманности – это любование всей землей, домом человека, будь то бескрайние степи и холодные ключи, или высокие леса и широкие пшеничные поля. Таков внутренний мир художника по имени Шакен Айманов, который наиболее полно и ёмко можно не просто рассмотреть, но и почувствовать во всех его картинах, некоторые из которых просто канули в Лету. Названия этих картин известны по статьям отечественных киноведов, однако переоценку в контексте художественного развития отечественного кинематографа они (в данном случае мы рассмотрим первую режиссерскую работу Ш. Айманова «Поэма о любви») получили слишком поздно, из-за чего доступ к ним до сих пор остается закрытым. В своей книге Ногербек Б.Р. возражает: «Мы не в праве предъявлять кинокартине (авт. «Поэма о любви») завышенные эстетические требования, обвиняя фильм в отсутствии кинематографичности».


Пройдя меж полок видеомагазинов, мы, имея на руках единственный выпуск, состоящий из двух кинокартин режиссера «Земля отцов» и «Конец атамана», ищем  и не находим продолжения коллекционного издания фильмов Шакена Айманова. Что же касается Интернет-ресурсов, то здесь дела обстоят гораздо позитивнее: можно найти так же картины «Алдар косе» («Безбородый обманщик»), «Ангел в тюбетейке» и «Наш милый доктор». Хочется отметить, что, не смотря на популярность имени режиссера, на сегодняшний день возможность встретить картины Ш. Айманова (за исключением пары-тройки наиболее популярных фильмов) на телеэкранах сводится к абсолютному минимуму.

Лишь в этом году, в рамках 100-летия со дня рождения режиссера, проводится ряд просмотров и конференций. Но почему только спустя полвека мы начинаем действовать? Неужели мы действительно вспоминаем отцов нашего искусства только по круглым датам?

Ведь последний наиболее полно раскрывающий творческий облик режиссера и времени, в котором он жил, наиболее удачный по своему экранному воплощению был документальный фильм «Ты и Фарс», снятый чуть больше двадцати лет назад. И снят он был не человеком интересующимся творчеством Ш. Айманова, не посторонним заинтересованным, а сыном режиссера, Муратом Аймановым. Конечно, отметим, что от этого документальная картина ни на йоту не проиграла, ни в полноте раскрытия образа, ни в художественности воплощения, но при том по сей день остается единственным известным документом памяти.


Динамично развивающееся национальное кино часто напоминает о высказывании русского критика В. Стасова: «Только там и есть настоящее искусство, где народ чувствует себя дома и действующим лицом». А самое главное – заставляет задуматься над этим вопросом. Но ведь фильмы Шакена Айманова, Мажита Бегалина, Султана Ходжикова, Абдуллы Карсакбаева были для зрителя – для своего народа, где он был участником и творцом. Здесь мы снова и снова сталкиваемся с проблемой насмотренности зрителя и его эстетическим восприятием. Следствием этого является явное разделение на популистское и авторское независимое кино. А дальше – все больше и больше причин, тормозящих приобщение нашего зрителя к широкому экрану, в том числе и политика кинопрокатчиков. Так и становимся мы, кинематографисты и зрители, создателями «датовского» искусства. Потерявши – плачем, а вспоминаем лишь спустя столетия.
 

Текст: Александра Поршнева

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

28 Ноября, 2015

Премьера фильма «Путь лидера. Огненная река» на телеканале «Хабар»

Второй фильм о Президенте будет показан 29 ноября.

Flyin_Hi

Первые съемочные дни фильма «Лифт»

Нуртас Адамбай снимает психологическую драму-триллер

Brod.kz

Stars LAB: ставка на практику

В Алматы открывается новая актерская киношкола.

Виталий

«Казахское ханство»

Объявлена дата выхода исторической ленты

Aidana Mamayeva

Рецензии

09 Марта

«Конг: Остров черепа»: Как заработать на Кинг Конге

Знай в лицо

Ергенбай Абуев

Актер

Самад Султан

Режиссер

Галина Бондарева

Второй режиссёр

Алия Увальжанова

Сценарист

Онласын Мирас

Актер

Сергей Азимов

Режиссер

Аубакир Сулеев

Продюсер

Асель Садвакасова

Продюсер