«Борг/Макинрой»: Теннис большой – это хорошо
Месяц назад «Борг/Макинрой» от датского режиссера Януса Меца Педерсена (сериал «Настоящий детектив») стал фильмом открытия престижнейшего фестиваля в Торонто. Основанный на реальных событиях «Борг/Макинрой» концентрируется вокруг поединка, который стал легендарным для большого тенниса – 5 июля 1980 года на Уимблдоне в Лондоне состоялся тяжелейший знаковый поединок не просто между спортсменами. Это было противостояние мировоззрений шведа Бьорна Борга и американца Джона Макинроя, и после этого большой теннис наконец-то стал другим и добавил в свой актив театральности. Корт после этой встречи стал сценой, местом, где кипят страсти к восторгу публики, которая наслаждается актерской драмой в практически каждом большом матче. Поскольку Мец как режиссер представляет только оппозицию пары Борг-Макинрой, он дает возможность зрителю познакомиться с парадной стороной и изнанкой большого спорта. Нордически суровый джентльмен Борг против мятежника Макинроя, который с воплями выплескивает свою агрессию на судейство, зрителей и сам корт. Человек-эмоция, экстраверт Макинрой и человек-дао, направленный внутрь и сконцентрированный, Борг - два ярчайших характера из большого тенниса. В «Борг/Макинрой» как в спортивной драме, обладающей мощной интригой, есть психологический триллер, есть огромное преимущество, которым обладает далеко не каждая лента о спорте. «Борг/Макинрой» способен на то, чтобы разделить аудиторию у экрана на два лагеря поклонников этих великих спортсменов, и держит пульс интриги практически до самых титров.
До 1980 года Борг четырежды становился победителем Уимблдонского чемпионата в одиночном разряде, большой теннис для него - причастность к чему-то святому, религия, мистика и полный набор правил этикета. Он настроен на победу, потрясающе сконцентрирован и, уже являясь королем тенниса, живет спортом и ради спорта и не рассматривает никакие жизненные горизонты, кроме спортивных. Не скрою, существует необходимость поглумиться над особенностями отбора актеров на главные роли в «Борг/Макинрой», но Янус Мец Педерсен показал типичного шведа Сверрира Гуднасона («Жена художника»), напоминающего вялую невротическую стареющую модель с очень низким индексом харизмы, как 24-летнего Борга. Макинрой, противник Борга на корте и впоследствии один из его лучших друзей, был отдан великолепному Шайе ЛаБафу («Война», «Нимфоманка»). На самом деле, роль ЛаБафа - роль интеллектуального разрушителя стереотипов на экране, который появился в теннисе именно для этого, он способен показывать не просто справедливо высокий класс игры, но также и вести себя как звезда стадионного рока. Поэтому Макинрой-ЛаБаф на протяжении всего фильма выглядит более убедительно, чем Берг-Гуднасон, напоминающий Христа.
Через многочисленные ретроспективные кадры «Борг/Макинрой», которые являются традицией для любого биографического фильма, Мец Педерсен демонстрирует нам не только чрезвычайно различные способы развития двух спортивных вундеркиндов, он продвигается вместе со зрителями по пути наблюдения за двумя системами формирования индивидуальности. Важно, что режиссерская задача здесь - показать, как два таких различных человека могут сформироваться от приблизительно одинаковых типов личности в детстве. Для Берга главный приоритет – это вера и одержимость желанием стать лучшим теннисистом на всей планете, для Макинроя – это разум и точный расчет, покрытые показными эмоциями. Они оба хотят быть победителями, но первая линия в рейтинге не разделяется на две части, поэтому в первой половине фильма зрители становятся свидетелями всей нервозности, всех усилий и всех всплесков эмоций.
Ужас от неминуемой встречи в финале Уимблдона, где решится все, показан с максимальной напряженностью, и режиссеру удается продемонстрировать огромную напряженность Борга и в отношениях с его тренером Леннартом Бергелином (Стеллан Скарсгард, «Рассекая волны», «Девушка с татуировкой дракона»), и невестой, также титулованной и известной теннисисткой Марианой Симонеску (Тува Новотны, «Ешь, молись, люби»). Они отводят молнии во время внезапных всплесков и нервных срывов, они дают живительный свет надежды и любви во время минутных слабостей уимблдонского императора, который вне корта существует в огромном напряжении. Очень жаль, что развитию этих характеров, очень важных с точки зрения самой истории ленты, уделяется недостаточно внимания.
Лента держит интригу до последних минут благодаря великолепной съемке финального поединка между Боргом и Макинроем, на который в фильме отведено щедрых полчаса. Все направлено на эту интригу, она передает потрясающий дух этой встречи, дух непримиримого соперничества: камера выхватывает неожиданные ракурсы, которые нехарактерны для достаточно примитивных телетрансляций тех лет, саундтрек насыщен максимально, даже во время тай-брейка, когда звучит игривое замечание комментатора о закуривании сигары – все направлено на то, чтобы зритель стал болельщиком матча и разместился на трибуне. С одной стороны, такое участие зрителя - прямой успех ленты Меца Педерсена, но с другой - режиссер выдает неожиданное мелодраматическое шоу и представляет финал для соперников излишне помпезно и пафосно, Борг и Макинрой – спортсмены в первую очередь, а не гладиаторы, и это всего лишь игра.
Такое отношение к двум главным героям уменьшает впечатление от ленты, где невротическое тщеславие каждого спортсмена становится движущей силой всего сценария в целом. Этот абсолютный пафос становится общим знаменателем для всей ленты, и «Борг/Макинрой» лишен даже малейших намеков на иронию для главных характеров. В результате Янус Мец Педерсен снял фильм не только о большом теннисе, он добавил еще одно измерение, и «Борг/Макинрой» стал картиной о пути и столкновении двух гениев большого спорта, хотя Бьорн Борг и Джон Макинрой были не полубогами или титанами, а являются всего лишь прекрасными спортсменами своего времени, которое сейчас уже кажется идеальным.
В кино ходил Сергей Бутаков
Оцените рецензию
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий