È

Cамые яркие картины жанра

Cамые яркие картины жанра

Во всем мире идут споры о том, где заканчивается один жанр кино и начинается другой. Конечно, комедию от детектива отличить достаточно просто, даже не зная законов жанра. Хотя, даже истории сыщиков и преступников в современном кино не обходятся хотя бы без пары фраз героев, заставляющих зрителя улыбнуться. Даже основополагающие театральные жанры (комедия, трагедия, драма) существенно сближаются, образуя новые формы. Так, например, родилась трагикомедия.

Не забудем и о поджанрах, сочетающих то, что не удалось совместить при первоначальном делении. Собственно, современное кино чаще всего обладает несколькими жанрами либо поджанрами. Так, в казахстанском кинематографе особенно популярны романтические комедии и исторические драмы.

Авторское кино – это постоянный поиск нового стиля и попытки отказа от существующих правил. Тем не менее, казахстанские режиссеры иногда намеренно не изобретают велосипед, а просто делают качественный фильм в рамках созданной системы.

Перед тем, как пробежаться с быстрой обзорной экскурсией по казахстанскому кино, отметим, что некоторые жанры в отечественном кинематографе либо вообще не представлены, либо число картин ограничивается одним проектом совместного производства (как роуд-муви, или фильм-путешествие). Поэтому расскажем о том, что есть и наиболее точно подходит под определение того или иного жанра.

Кадр из фильма «Келинка Сабина»

Комедия

Один из основополагающих драматургических жанров в последнее время стал очень популярным в отечественном кинематографе. Изображение жизненных несоответствий, возбуждающих смех зрителей, полюбилось казахстанцам, ведь с юмором можно рассказать даже о самых запретных вещах. Попытки найти комедию в чистом виде без приставки «романтическая» или «лирическая» привели к фильму «Келинка Сабина» Нуртаса Адамбая. Режиссер не только пользуется юмористичеким пулеметом в диалогах героев, он подошел к жанру основательно, создав классический комедийный образ Сабины, который сам и исполнил. Бывший КВН-щик в юморе разбирается лучше всех, поэтому его творение выполнило требования жанра и стало успешным в прокате.

Кадр из фильма «Амангельды»

Исторический фильм

О реальных событиях прошлого снимать кино в Казахстане любят. На историю у нас денег не жалеют, основную нагрузку при этом несет государственный бюджет. Мы очень хотели поставить в качестве образца исторического фильма «Кочевник», «Монгол», «Мустафа Шокай» или «Жаужурек Мын Бала», однако поняли, что эти киноленты сняты с использованием других жанров либо поджанров. Поэтому остановимся на картине 1989 года «Султан Бейбарс» Булата Мансурова. Фильм – результат совместного производства СССР и Египта, снятый силами Казахфильма. Картина повествует о реальной личности, реальных событиях. Кинолента посвящена жизненному пути Султана Бейбарса, поэтому и вошла в нашу экскурсию как главная достопримечательность.

Нельзя не отметить первый звуковой казахский кинофильм «Амангельды», снятый на киностудии Казахфильм в 1938 году режиссером Моисеем Левиным. Киноленту можно смело записать в образцы классического жанра исторического кино. Героем картины стал руководитель восстания 1916 года Амангельды Иманов.

Кадр из фильма «Ближний бой»

Боевик

Отечественных приключенческих фильмов со стрельбой, драками и погонями не так много. Нашим образцом стал казахстанско-американский проект «Ближний бой», режиссером которого выступил Еркен Ялгашев. Все-таки американцы знают толк в жанре, и своим присутствием на позициях актеров и членов съемочной группы сделали фильм ярким представителем жанра. Хотя, с таким же успехом в качестве примера боевика можно назвать «Решала 2» с классическим сюжетом о криминальных разборках, режиссером которого выступил Роман Асхаев.

Детектив

Фильмы о сыщиках, разведчиках и преступниках, в которых необходимо показать поступки героев, в казахстанском кинематографе создавались редко. Расследование, попытки восстановить реальную картину событий, поиск настоящего виновника – черты, присущие детективу, обнаруживаются в картине «Время не ждет». Казахстанско-канадский проект режиссера Санжара Султанова основан на творчестве американского писателя Джека Лондона.

Кадр из фильма «Время не ждет»

Драма

Один из основополагающих жанров в драматургии представлен в отечественном кино достаточно широко. Показ драматических отношений личности и общества нашел отражение в авторском кино. Драма призвана показать путь героев к положительным нравственным изменениям, при этом, согласно законам, конфликты являются не такими напряженными, как в трагедиях, и вполне подходят для того, чтобы быть исчерпанными. Мы оставим в качестве образца драмы фильм режиссера Жасулана Пошанова «Шлагбаум». Картина, снятая людьми, разделяющими взгляды главного идеолога «партизанского кино» Адильхана Ержанова, стала настоящей сенсацией в отечественном кинематографе, удостоилась наград на международных кинофестивалях и достойно представляет жанр. Здесь же упомянем и «Уроки гармонии» Эмира Байгазина – классический образец драмы.

Кадр из фильма «Шлагбаум»

Мы хотим также вспомнить и нашумевший фильм Акана Сатаева «Рэкетир». Эта драма окрашена криминальным оттенком, основное требование жанра – драматические отношения личности и общества, соблюдено. «Рэкетир» является наиболее коммерчески успешным казахстанским фильмом в прокате и не мог не стать одним из образцов.

Мелодрама

Идеальный герой, страдающая героиня, коварный злодей, значительная роль случайных или роковых обстоятельств, определяющих развитие сюжета. Фильмы, играющие на чувствах зрителя, в Казахстане не редкость. Классическим образцом в отечественном киноискусстве назовем «Коктейль для звезды» Аскара Узабаева, фильм о закулисье отечественной эстрады, исполнительным продюсером которого выступила сама Баян Есентаева. Интрига, совмещенная с противостоянием добра и зла – визитная карточка жанра и фильма.

Кадр из фильма «Коктейль для звезды»

Музыкальный фильм

Мы нашли в отечественном кинематографе несколько творений с ведущей ролью музыки, где она определяет жанровую и стилистическую характеристику картины. Это «Вокальные параллели» Рустама Хамдамова. По сути, это фильм-концерт, где выступления легендарных певцов смешиваются с игровыми эпизодами, в которых приняла участие российская актриса Рената Литвинова.

Роуд-муви

Роуд-муви выделяется в качестве самостоятельного жанра лишь некоторыми киноведами, так как чаще всего в эту форму входят фильмы из других жанров, например, вестерна или комедии. В Казахстане фильмы-путешествия представлены, в основном, документальными картинами.

Кадр из фильма «Ульжан»

Но мы нашли образец игрового фильма, подходящий под характеристику роуд-муви. Это казахстанско-французско-немецкая кинолента «Ульжан». История о том, как француз оказался в Казахстане и путешествовал по нашей стране, в один момент обретает новый поворот – в одном из отдаленных аулов он встречает девушку Ульжан. Картине также присущи признаки драмы.

Триллер

Жанр, акцентирующий внимание зрителя на психологические переживания персонажей, которые испытывают по поводу творящихся в кадре преступлений, не так широко представлен в нашем кино. Рассказ от лица жертвы или преступника часто превращается в обычный боевик. Нам показалось, что наиболее подходящим примером послужит фильм «Регион 13», режиссером которого стал Омар Сункар. Повествование ведется от лица авторитетного бандита, в ходе фильма нередко акцентируется внимание на испытываемых им чувствах и мыслях, которые его посещают. Этого достаточно, чтобы попасть на экскурсию в качестве образца.

Кадр из фильма «Бойся, враг, девятого сына»

Сказка

Мы нашли в отечественном кинематографе только один фильм, подходящий под определение фильма-сказки. И снят он в советское время. Это картина режиссеров Виктора Чугунова и Виктора Пусурманова «Бойся, враг, девятого сына» на основе казахского фольклора.

Фильм ужасов

В Казахстане пытались снимать фильмы о загадочных, аномальных, необъяснимых явлениях и напугать зрителей. Правда, о существовании фильма Рената Елубаева «Полигон» мало кто догадывается. Создатель кинолеты выбрал наиболее близкую к триллеру подкатегорию, сняв фильм о маньяках и людях с извращенной психикой. Главными героями «Полигон» стали вампиры, убивающие солдат на закрытом военном объекте.

Кадр из фильма «Жаужурек Мын Бала»

Мы не стали останавливаться на поджанрах, таких как романтическая комедия («Побег из аула: Операция Махаббат»), историческая драма («Жаужурек Мын Бала», «Келiн»), фэнтези-драма («Баксы/Шаманка», «Человек-ветер»), фильмы с приключенческим оттенком (приключенческая комедия «Ход конем»), или смешении жанров (боевик-комедия-приключения«Шу-Чу»), так как для этого нужно писать целую энциклопедию отечественного кино, чем «Бродвей» и занимается на протяжении нескольких лет.

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Комедия «Той любой ценой» появилась в Сети

Кинокомпания KANAIDAR Production опубликовала свой новый фильм

Brod.kz

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Казахстанское кино

30 Марта

Завершились съемки нового фильма Адильхана Ержанова

Драма с элементами хоррора

Знай в лицо

Жозефин де Мо

Актер

Оливье Накаш

Режиссер

Эрик Толедано

Режиссер

Хелен Жиро

Режиссер

Томас Забо

Режиссер

Петер Симонишек

Актер

Йозефина Пройсс

Актер

Лаура Берлин

Актер