È

«Чужой: Завет»: Веселье продолжается

Рецензия «Чужой: Завет»

Круг замкнулся. Новый фильм Ридли Скотта «Чужой: Завет» похож на оригинального «Чужого» 1979 года. Когда многие, в том числе и поклонники творчества британского режиссера, и любители мира Чужих, узнали, что продолжение «Прометея» будет также снимать Скотт («Прометей» – первое его возвращение после долгого отсутствия в мир культовых чудовищ), то все в основном обрадовались. Но возвращение к истокам и в том числе к оригинальному «создателю» не всегда означает что-то новое. Скотт в одном своем интервью заявил, что он снимет новые фильмы про Чужого, они будут приквелами первоначальной истории и образуют трилогию. Тем, кому интересна эта вселенная, было обрадованы двумя новостями: мир расширяется свежими проектами, и все их будет контролировать непосредственно сам Скотт. Но вся линия франшизы как-то так разрасталась, ветвилась и в итоге привела к тому, что трагическая судьба экипажа корабля «Завет» сильно напоминает случай с кораблем «Ностромо». Конечно, Скотт также заявлял, что в новом фильме хотел бы вернуться к истокам. И действительно, элементы в фабуле схожи: неожиданный сигнал из таинственной планеты, последующее заражение и истребление почти всех членов экипажа, система под названием «Мать», скрытая угроза и, самое главное, – женщина в главной роли. На этот раз роль героини выполняет американская актриса Кэтрин Уотерстон.

После случайностей в начале фильма, ведущих к трагическим последствиям, она по сути становится капитаном корабля и фактически лидером группы. Вообще, в начале сюжета совпадения преобладают. Вдруг из ниоткуда в огромной вселенной экипаж обнаруживает сигналы, напоминающие песню. Они узнают, что сигнал исходит из одной планеты, которая удивительным образом идеально подходит для колонизации, да еще и в двухнедельной отдаленности (а до изначальной цели, в планету Оригаи-6 лететь больше семи лет). Человеческое любопытство и руки сценаристов (Данте Харпер и Джон Логан) неизбежно ведут к тому, чтобы они полетели в эту неизведанную планету, terra incognita. А это оказывается родина Создателей (они же Космические Жокеи, Инженеры, Пилоты). Дальше происходит то, что происходит в большинстве фильмах про Чужих: «идеальное существо» начинает всех истреблять.

Надо сказать, что для тех, кто пойдут посмотреть за пришествиями корабля «Завет» только ради того, чтобы узнать, что случилось с другим кораблем, «Прометеем», ждут не слишком большие откровения и радости от познания. Андроид Дэвид почти не изменился и в его характере, мировоззрении и сумасшествии ничего нового не добавилось, о Создателях лишь скудные факты. Вообще, один из основных минусов во вселенной Чужих в том, что многие зрители ждут именно информационной основы – откуда взялись Создатели, почему они создали людей, почему в дальнейшим хотели уничтожить их же с помощью смертельного вируса-мутагена. Сам этот мир очень интересен и загадочен. И это привлекает. Но вместо этого зрителю почти каждый раз буквально впихивают Чужого, как он всех истребляет; море крови, выскакивание из грудной клетки всяких тварей, омерзительные (но, признаться, прекрасные в своем омерзении) существа, лицехваты, грудоломы, кожистые, яйцоподобные объекты, ксеноморфы самой разной формы и размера. Все это, конечно, классно и большинство потенциальной аудитории - в основном незнакомые с предыдущими картинами, даже с «Прометеем», куда уж там до оригинального фильма 1979 года - идут в кинотеатры только ради этих впечатляющих кровавых сцен. Но это не может продолжаться вечно.

Даже заявления режиссера о том, что он дал понять, откуда появились Чужие, уже недостаточны. Сей случай хватил только на «Прометей». Нужен дальнейший информационный, сюжетный стимул, чтобы продолжать франшизу дальше. Ридли Скотт одновременно понимает это, но в то же время идет на компромисс: он дает чуть-чуть начинки – маленькие, но все же интересные факты из жизни Создателей, такие же обрывки из истории про «Прометей», дальше он все окутывает огромным слоем из экшн-сцен. Также, чтобы фильм окончательно не стал глупым тинэйджерским ужастиком из ряда визуальных сцен, он добавляет культурный слой: мания величия андроида Дэвида отчетливо передает произведение Вагнера (неизбежно всплывают ассоциации с другим безумцем, который тоже любил слушать Вагнера в окружении гор), он цитирует древних поэтов, философов. Вообще, его сумасшествие носит философский характер: достойны ли люди право на жизнь со всеми своими пороками, страстями, недостатками, которые не присуще самому Дэвиду. В этом смысле фильм перекликается с другим культовым творением Скотта «Бегущий по лезвию», где дихотомия репликант-человек является ключевой темой.

Фильм местами похож на другие кинематографические творения: структура напоминает «Риддика» Дэвида Туи с Вином Дизелем в главной роли, беспристрастное лицо со зловещей ухмылкой Майкла Фассбендера в роли андроида заставляет всплыть в голове образ легендарного Ганнибала Лектора с немигающим взглядом. Если самый первый «Чужой» был модернистским проектом, привнесшим новые перспективы и законы в жанр научной фантастики, то новый «Чужой: Завет» скорее в стиле постмодернизма, продукт, играющий со старыми темами под новый компьютерно-графический лад, тасующий карты со сделанными образами, мифами и легендами из вселенной Чужих.

 

Расписание кинокартины Ридли Скотта «Чужой: Завет» доступно в афише кинотеатров.

 

 

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

 

Редакция «Бродвея» благодарит за приглашение на показ фильма «Чужой: Завет» кинокомпанию «Двадцатый Век Фокс СНГ» и кинотеатр Lumiera cinema.

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Премьеры недели: Путешествие во тьме

На экраны выходит фильм Ридли Скотта «Чужой: Завет»

Brod.kz

Мировое кино

25 Ноября, 2015

Майкл Бин рассказал о замороженном проекте Нила Бломкампа

Актёр Майкл Бин сообщил, что работа над новым фильмом о вселенной «Чужого» приостановлена.

acreatismedia

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Шиван Ламсден

Актер

Yutian Meng

Актер

Che Devereux

Актер

Luc Alexander

Актер

Пол «Макс»

Актер

Yaodong Sun

Актер

Джастин Джозеф

Актер

Динг Лианг

Режиссер