Цветок сквозь камни

Есть ли шансы у «Дороги к матери» войти в шорт-лист «Оскара»?

Неделю назад стало известно, что двухчасовая сага Акана Сатаева «Дорога к матери» будет представлять Казахстан и его кинематограф на престижнейшем «Оскаре» в 2018 году в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Только пять фильмов от разных стран попадают в так называемый шорт-лист, из которого и выбирается окончательный победитель. Оценивая шансы Сатаева и его исторической драмы и умеряя возгласы скептиков, нельзя не вспомнить элементарный исторический факт: ровно 10 лет назад «Монгол» Сергея Бодрова-старшего был в заветной пятерке и представлял Казахстан на «Оскаре». Причины, по которым эта лента была отобрана американскими киноакадемиками для окончательного соревнования, лежат на поверхности. Назову лишь некоторые из них:

1) «Монгол» имел хороший прокат в США и порадовал продюсеров солидным бокс-офисом в несколько миллионов долларов;

2) эта лента была представлена на множестве международных фестивалей, в числе которых были такие значимые, как фестиваль в Торонто в Канаде и «На юг через юго-запад» в США;

3) дистрибуция фильма включала в себя несколько десятков стран, где на просмотр «Монгола» пришло несколько миллионов зрителей, что не так мало для блокбастера, который был снят не в США;

4) рейтинг работы Бодрова на американских агрегаторах рецензий о кино необычайно высок - 87% на Rotten Tomatoes и 74% на metacritic, что также говорит о высоком качестве этой работы.

Кадр из фильма «Монгол»

Лента Сатаева при всех ее художественных достоинствах на «Оскар» идет с весьма низкого старта. В ее активе нет ничего, что было у «Монгола». Нет международного проката, нет солидных фестивалей, и прокат был локализован в Казахстане. Можно наивно полагать, что отсутствие этих важных активов создаст интригу и отборочная комиссия, формирующая шорт-лист, заплачет от умиления, когда увидит «Дорогу к матери», но это будет неправдой. Но как режиссеру Сатаеву удалось то, что заслуживает безусловного восхищения, потому что его работа цельна, масштабна, обращена к людям и в ней есть история, которая могла произойти со многими из казахстанцев. «Дорога к матери» - не просто еще одна вариация на тему Веры, Надежды и Любви, это проект, в котором симфонизм экранного материала удивляет огромной чистотой и духовностью. Это универсальная история, посвященная всем матерям планеты, которая могла произойти в любой точке мира, а не только в Казахстане. Этот фильм является прямым продолжателем традиций классических советских фильмов, в их ряду «Судьба человека», «Летят журавли», «А зори здесь тихие» и многие другие. В нем есть тот огромный заряд гуманизма, который способен говорить с любым зрителем с экрана даже тогда, когда нет дубляжа или титров, ибо нет ничего в мире более святого, чем материнская любовь, не требующая большого потока слов.

Поэтому вопрос о том: «Есть ли шансы у «Дороги к матери» войти в шорт-лист «Оскара»?» - не более чем вопрос риторики. Эта лента имеет все шансы попасть в ТОП-5 лучших фильмов на иностранном языке по версии «Оскара» на церемонии следующего года. Выделю несколько главных аргументов, которые способны сказать «да» фильму Акана Сатаева.

Кадр из фильма «Дорога к матери»

Аргумент первый. «Дорога к матери» является масштабной эпической драмой, в которой тесно переплетены судьбы людей и то, что может заинтересовать международного зрителя: коллективизация в Казахстане; герой, который силой разлучен с матерью и стремится к ней все годы; Великая Отечественная война и ужасы сталинизма; вера и надежда главных героинь; мудрый хэппи-энд.

Аргумент второй. «Дорога к матери» - это лента, пронизанная гуманизмом от первого до последнего кадра. Гуманизм и отсутствие надуманных мест в сценарии способны сделать два часа просмотра испытанием чувств даже для самого прожженного циника, потому что образ матери, ждущей сына, образ ждущей женщины вообще является вечным и понятным во все времена и во все века.

Аргумент третий. В «Дороге к матери» чувствуется мудрая идеологическая проработка, которая, тем не менее, не апеллирует к сиюминутному моменту, а расставляет очень точно для зрителя все оценочные акценты в каждой части ленты. Понимая, что в судьбе каждого человека в большей или меньшей степени отражается судьба его страны, его Родины, Акан Сатаев показывает нам не историю супергероя из комикса, а самого обычного человека, который находит в себе силы жить и оставаться этим самым человеком вне зависимости от обстоятельств.

Аргумент четвертый. Несмотря на всю ангажированность заокеанских отборщиков, следует отметить, что большинство лент, попадающих в шорт-лист «Оскара», демонстрируют не только тенденциозность выбора, эти ленты являются в первую очередь работами, демонстрирующими превосходство голливудских традиций над европейскими. Масштабность «Дороги к матери» и ее временной и человеческий размах киноистории является тому ярким подтверждением.

В «Дороге к матери» синтез продюсерского и авторского кино обращен в первую очередь к зрителю, к его сердцу и звучит вместе с ним на самой высокой ноте. Очень хочется надеяться на высокую оценку именно общечеловеческой доминанты в ленте, снятой Аканом Сатаевым, который на международном уровне способен продемонстрировать то, к чему должен стремиться каждый человек - способность любить и не прогибаться под тяжестью жизненных коллизий и обстоятельств. Только удачи и только самой высокой оценки титанической работы режиссера и всей съемочной группы в битве за один из самых важных кинотрофеев.

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

«Дорога к матери» Акана Сатаева завоевала «Гран-при» на кинофестивале в Хорватии

В рамках показа проведена выставка «Казахстан – страна великой степи»

Brod.kz

Расым Жубаев: «Фильм «Бизнесмены» - моя первая большая роль в кино»

Молодой актер играет одного из главных героев драмы

Brod.kz

Рецензии

13 Октября

«Салют-7»: Полёт нормальный

Знай в лицо

Даниил Сагал

Актер

Войцех Вуйчик

Режиссер

Карина Андоленко

Актриса

Николай Черкасов

Актер

Керри Энн Муллани

Режиссер

Юрий Мамин

Режиссер

Марк Дакаскос

Актер

Мамука Кикалейшвили

Актер