È

«Девушка-джигит»

«Девушка-джигит»

27 июня 1955 года является знаменательной датой в истории казахского кинематографа – состоялась премьера фильма «Девушка-джигит», завоевавшего сердца кинозрителей всего Советского Союза и не утратившего популярность и по сей день. Срежиссированная Павлом Боголюбовым картина была прорывом для отечественного кино и стала первым цветным фильмом и первой музыкальной комедией. Снятую в специфическом жанре ленту по официальным данным посмотрели 27,85 миллионов зрителей (13 место среди самых популярных фильмов в СССР за 1955 год). Благодаря фильму начали кинокарьеру тогда еще неизвестные молодые актеры как Лидия Ашрапова, Кененбай Кожабеков. Еще раз продемонстрировали актерское мастерство мэтры Канабек Байсеитов, Амина Умурзакова, Серке Кожамкулов.

Искусственный треугольник

В кинематографе каждый жанр требует драматургических схем и диктует свои правила. Так же и в нашем случае: основой «Девушки-джигита» предстает классический любовный треугольник, дополненный идеологическими элементами и приукрашенный песнями, плясками и шутками. Галия (дебютная роль в кино Лидии Ашраповой) – старшая табунщица, неукротимая молодая девушка со сложным характером. Воспитывается Тарасом Остаповичем и его женой Марьяной (видимо, потеряла родителей, об этом в фильме не упоминается). Ее образ – воспетая поэтами казахская красавица, муза художников и осколок ряда богинь, которыми когда-то (каждая для своего поколения) были Кыз-Жибек, Баян-Сулу, Зулейха. В грезах девушки первый красавец аула, настоящий коммунист, батыр (в исполнении Кожабекова) - коневод Айдар, тем самым входящий в традиционный ряд «вторых пар»: Толегена, Козы-Корпеш, Юсуфа. Пара любит друг друга, но что же мешает? Важно упомянуть, что в принципе, в картине нет основного драматургического конфликта – им ничего не мешает. Ни сословное столкновение (как в фильме «Кыз Жибек» Ходжикова, который, кстати, помогал Боголюбову и был вторым режиссером), ни божественная кара («Грех» Болата Шарипа). Жанр комедии, а тем более музыкальной, требует легкости даже на уровне конфликтных ситуаций, поэтому влюбленные просто играют – сходятся, расходятся, догоняют друг друга, участвуя в национальной игре «кыз куу» (догнать девушку верхом на лошади и поцеловать ее). Постепенно в игру втягивается и Ангарбай (Мулюк Суртубаев), создавая мнимый образ антигероя, протагониста, соперничающего с Айдаром. Мнимый, потому что в конце фильма он меняет моральный вектор и помогает Айдару завоевать сердце Галии и жениться. Конфликт ложный, а треугольник искусственный.

Зашкаливающаяся жизнерадостность

Оно и понятно. Другое дело – в фильме все искусственно. Сталина уже не было, но дело его все еще жило. Нужны были яркие, жизнерадостные, хорошие, «правильные» фильмы для пролетариата всего Советского Союза. Фильмов «социалистических по содержанию и национальных по жанру» создавалось немало. Под видом народных, простых, любовных тем «проталкивались» прогрессивные идеи равенства, братства, интернационализма. В одном колхозе работают и казахи, и украинцы, и русские. Все счастливы и бесконечно благодарны Советской власти, партии. Если все хорошие, то откуда взяться плохим? Вот и продавец Ангарбай понимает свою вину в конце, перестает сопротивляться. И правильно делает. Все эти улыбки во весь рот, пафосные речи, песни, танцы сначала умиляют своей наивностью, но с истечением экранного времени начинают раздражать и пугать. По двум причинам. Во-первых, сейчас зритель настолько пропитан желчью, язвителен и ненавидит все вокруг, что не воспринимает юмор более одной шутки. Во-вторых, вдруг начинаешь осознавать, что и современные фильмы такие же. Такие же пафосные, жизнерадостные, хорошие, «правильные» с точки зрения уже другой партии. Бросает в дрожь. Неужели опять мы пришли к этому? И именно так: «Девушку-джигит» сейчас повторяют по праздникам наши телеканалы. Фильм пользуется успехом. Люди хотят забыться, утонуть в прекрасном мире, где нет грабежей, насилия и произвола силовых структур, где не воруют, где нет девальвации, где не приходится выживать каждый день, где все хорошо. В мире, созданном работниками не столько «фабрики грез», столько «заводом грез» (наш ответ буржуазным кинематографистам империалистических стран). Еще одна причина, почему не «фабрика», а «завод» – сделано плоско, допотопно, прямо, грубо. Музыкальная комедия должна быть изящна, тонка, элегантна, как, например, «Шербургские зонтики» Жака Деми, или как «Поющие под дождем» Стэнли Донена и Джин Келли. В фильме даже нет того уровня, который воздвигли в тридцатые Александров и Пырьев со своими фильмами «Веселые ребята», «Цирк», «Свинарка и пастух». Зато есть другая «фишка» – национальные обряды и традиции. Кадр пестрит народными костюмами, поются казахские песни, демонстрируются традиционные игры. И иностранцам интересно, и свои гордятся.

Девушка или джигит?

«Девушка-джигит» – феминистский фильм. Галия делает все, что хочет. Обычно, в казахских семьях и вообще в жизни казахов такое редко встречается. Сложившаяся патриархальная система ограничивает круг передвижения и мышления женщины. Но не в этом фильме. Потому что вмешиваются коммунисты. Мощным шагом врываются они в жизнь и объявляют свободу, братство и равенство (в том числе и гендерное). И то, что девушка воспитывается украинцами, тоже символично. Масса впитывает идеи коммунизма. По сути, в фильме все мужчины зависят от женщин. Тарас Остапович все время обращается к жене Марьяне, Дощан (отец Айдара) в ключевых моментах советуется с Гюльбаршой (мать Айдара). Во время «кыз куу» у Айдара не получается догнать Галию и поцеловать ее. В ответ этому Галия догоняет Айдара и бьёт камчой. Позор! Но не в нашем случае. Ведь девушка-то – джигит. Ей все можно.

На века

Фильм не претендует на высокое место, не имеет потенции на великость. Он сделан просто, для народа. Как говорил один классик, «такие тоже нужны». И даже не валяется где-то на полке, а показывается и пользуется популярностью. Бабушки и дедушки любят, потому что вспоминают, молодые любят, потому что воображают. Фильм на века, покуда будут влюбленные, мечтатели или просто хорошие люди.

 

Ностальгировал Баглан Кудайберлиев

2 комментария

, чтобы оставить комментарий

Болат Кисамбаев

11 августа 2017, 10:42

В меру смешной, веселый фильм

Болат Кисамбаев

13 августа 2017, 22:03

раньше была девушка-джигит, а сейчас девушка-кампит

Рекомендуем

Ретроспектива

11 Августа, 2016

Казахское кино: снова в ожидании перемен

«То было странное и замечательное время»

Aidana Mamayeva

Ретроспектива

16 Марта, 2016

Конец прекрасной эпохи

Рецензия на фильм «Балкон» Калыкбека Салыкова

Данияр Кенжибаев

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Геннадий Корольков

Актер

Наталья Андрейченко

Актер

Вячеслав Гостинский

Актер

Роман Соколов

Режиссер

Джангир Сулейманов

Режиссер

Олег Мусин

Режиссер

Алексей Минченюк

Режиссер

Мария Звонарева

Актер