«Грязь большого города»: Квази-герой грязного города
На минувшей неделе в рамках проекта «Большая сцена. Preview» театра ARTиШОК состоялся первый открытый показ новой картины Наримана Туребаева «Грязь большого города». Пока не известно, будет ли фильм показан где-либо еще.
После гибели любимой под колесами машины, которой управлял сын министра, главный герой решает очистить город от мерзавцев и негодяев. Однако раз за разом совершая акт правосудия, герой все глубже погружается в грязь большого города и уподобляется тем, против кого он боролся.
Еще на начальном этапе создания своего первого «партизанского» проекта Нариман Туребаев говорил о том, что планирует снять кино, нетипичное для своей фильмографии. Тем не менее задушить собственную песню ему не удалось. Фирменный почерк режиссера, «подкрепленный» безбюджетностью партизанского движения, угадывается с первых кадров.
Фактически, на руках у Туребаева была вполне себе комиксоидная завязка (потеря близких и жажда мести в свое время подарили нам десятки мрачных героев и антигероев - от Бэтмена до Дарта Вейдера). Но вместо условного триллера о Карателе, режиссер в очередной раз рассказывает драму маленького человека, однако на сей раз подкрепляет ее остросоциальным посылом и оправдывает своего героя реальными комментариями жителей города, в большинстве своем оказавшиеся не против появления мстителя, который будет бороться со злом незаконными методами. Впрочем, и мотивов Иогами Лайт из «Тетради смерти» здесь ожидать так же не стоит, никакого комплекса бога у центрального персонажа нет.
Условный мир фильма четко делит персонажей на хищников, жертв и образ своеобразного «санитара города», от чего картина кажется довольно плоской и излишне прямолинейной. Из всех основных догматов «партизанского кино» Туребаев усвоил безбюджетность и социальный посыл, но стилистически картина не похожа ни на одну из предыдущих работ партизанского движения.
Визуально «Грязь большого города» оказалась довольно старомодной и отсылает не столько к «Партизанскому кино», сколько к наследию казахской «Новой волны». Гиперреализм явно не идет картине на пользу, и если бы Туребаев освоил язык нуара, используя, к примеру, те же инструменты, что были в крайне неудачной (с точки зрения сценария) картине опального Талгада Жаныбекова «Джокер» (в которой сам Туребаев появляется в эпизодической роли), то фильм от этого бы только выиграл, и многие вопросы, возникающие в связи с техническими ляпами и шероховатостями, отпали бы сами собой.
Однако вместо мрачной атмосферы нуара, постановщик пытается завлечь зрителя довольно банальными стилистическими приемами, типа горящей белой рубашки в одной сцене и взявшейся из ниоткуда черной футболки, которую до последнего будет на главном герое в другой. И снова привет Карателю – Фрэнку Кастлу.
Что касается актерской игры, которая, в принципе, никогда не была сильной стороной фильмов Туребаева, то более или менее органично в «Грязи большого города» смотрится лишь телеведущий Аскар Мендыбаев, дебютировавший в главной роли. Непрофессиональный актер идеально вписался в образ мрачного и скорбящего квази-супергероя. При этом профессиональным актерам в лице Ольги Ландиной, Чингиза Капина и Дины Тасбулатовой достались не столько образы, сколько вспомогательные функции и им практически нечего играть. Серьезная проблема возникла и с Камиллой Нугмановой. Дело в том, что у начинающей актрисы, несмотря на природную органику и кинематографичную внешность, есть большие проблемы с речью, поэтому половину реплик ее героини довольно сложно разобрать.
В целом, «Грязь большого города» далеко не самая лучшая работа, как в арсенале «Партизанского кино», так и во всей фильмографии Наримана Туребаева. Довольно крепкий фундамент сценария явно нуждался в доработке, как отдельных эпизодов (в частности, оба ДТП в фильме были поставлены сумбурно и вообще непонятно, как и почему они могли произойти), так и в скрипт-докторинге практически всех диалогов.
В кино ходил Карим Кадырбаев
Оцените рецензию
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий