Казахстанское кино об экологии

Казахстанское кино об экологии

16 лет назад в Астане прошел Третий Конгресс Глобального Антиядерного Альянса, организованный при активном участии движения «Невада–Семипалатинск». Тогда делегаты конгресса обратились к Генеральному секретарю ООН с предложением о полном запрете ядерных испытаний в рамках ООН.

Казахстанцы не понаслышке знают о катастрофических последствиях испытаний для экологии. Территория ныне закрытого Семипалатинского полигона – не единственная экологическая проблема нашей страны. Наверное, поэтому снято немало документальных фильмов, о которых мы сегодня и вспомним.

Кадр из документального фильма «Невада-Семипалатинск» (1989)

Как оказалось, обилие документальных фильмов Казахстана об экологии нивелируется фактом, что в Интернете их практически нет. Поэтому многие из перечисленных картин, наверняка, покажутся обывателю малоизвестными.

Начинаем с фильма, посвященного самому известному антиядерному движению. Документальная картина «Невада-Казахстан» (1989) находится в сборнике фильмов киностудии «Казахфильм» и повествует о событиях, ставших толчком к созданию антиядерного движения под руководством выдающегося писателя Олжаса Сулейменова. О том, как его участники боролись за закрытие Семипалатинского ядерного полигона, рассказывается и в другой картине «Эхо первого крика» режиссера Турсуна Бейсенова. К слову, кинематографист также акцентирует внимание зрителя на том, что осталось на месте полигона после его закрытия.

Кадр из документального фильма «Невада-Семипалатинск» (1989)

Пожалуй, о высыхании Аральского моря говорят не меньше, чем о последствиях функционирования Семипалатинского полигона. Картины Сергея Азимова «Жоктау» и «Жоктау спустя 20 лет» – это хроники умирающего озера, остро показывающие вселенскую трагедию Аральского моря, ставшего душевной болью каждого казахстанца. Даже сейчас, несмотря на все попытки, сложно остановить разрушительное высыхание водоема и вернуть морю былые размеры. Поэтому фильмы об этой природной катастрофе не оставляют равнодушным никого. В то же время режиссеры при создании документального кино об Аральском море стремились не только показать удручающие факты, но и вселить в зрителей надежду. Виктор Завидовский в картине 1998 года «Такая долгая жизнь» рассказал историю казахской семьи, вынужденной покинуть дом на берегу Аральского моря, чтобы найти счастье под Алматы. Режиссер показывает море полноводным: в нем полно рыбы, жизнь кипит. Но картина живет лишь в памяти старшего члена семьи, который философствует о преданности родной земле. Фильм на казахском языке с русскими субтитрами, в нем режиссер через эмоционально окрашенное слово передает простоту, естественность, искренность характеров простых людей.

Так выглядит сегодня Аральское море

В казахстанском документальном кино важное место занимает и тема выживания людей в отдаленных от цивилизации уголках. Недалеко от Аральского моря, в низовьях Сырдарьи, находится поселок Каратерен. Вокруг этого населенного пункта пустыня, и, казалось бы, легче покинуть место, чем пытаться подчинить природу и улучшить условия жизни. Однако местный житель, молодой активист неправительственной организации Мырзаш Исаев попытался победить пустыню и сделать жизнь в родном поселке комфортнее. Об этом рассказывается в документальной картине режиссера Нурдуллы Балманова «В течение жизни».

Выживанию людей в отдаленных поселках посвящены фильмы Жанар Кусаиновой «Хлеб, огонь, вода, солнце… жизнь» (1997) и Мурата Мусина «Песчаный зверь» (1998). Добавим сюда «Источник жизни» Мадины Иманалиевой – философское раздумье на тему смысла и предназначения жизни человека на Земле.

Кадр из фильма «Пассажиры забытых полустанков» (2003)

Отдельную историю составляют документальные фильмы, созданные тележурналистами и показывающие примеры, когда люди, нарушая закон, вредят экологии. В сюжете жителя Усть-Каменогорска Владимира Дубровского «Семипалатинский ленточный бор. Механика уничтожения» (2002) прослежен криминальный путь незаконной рубки ценных пород деревьев и доставки их перекупщикам. Костанайский журналист Александр Журавлев в сюжете «Вагон N 68263452» (2002) рассказывает о начиненном радиоактивным металлоломом вагоне, а создатели фильма «Промысел» (2003) в реальном времени открывают глаза общественности на незаконную ловлю рыбы в период нереста.

Порой такие расследования заставляют создателей документального кино об экологии задевать и другие сферы. Например, вопросы государственной политики, как в фильме Сергея Куратова и Дениса Копейкина «В чьих руках богатства природы?» или размышления на тему защиты прав человека и здоровой окружающей среды, которым посвящена кинолента, созданная силами экологического общества «Зеленое спасение» и экологического клуба «Эремурус» «Пассажиры забытых полустанков» (2003).

Кадр из фильма «Пассажиры забытых полустанков» (2003)

Впрочем, режиссерский глаз видит не только боль казахстанской экологии, но и красоту природы родного края. Журналисты из Усть-Каменогорска в фильме «Озеро любви и надежды: Маркаколь» (2003) рассказали об изумительном водоеме, расположенном далеко от бурной цивилизации. Жизнь здесь течет своим чередом, также неспешно, как 100, 200 лет назад, по мнению журналистов, попытки что-то изменить могут разрушить еще одну уникальную экосистему.

Тему природы и экологии затрагивает Алтай Жатканбаев – профессиональный орнитолог, сотрудник Академии наук. В его творениях «Джек – дрофа-красотка» (1998), «На зов поющего бархана» (1998) отображена не только красота природы, но и даются ценные с научной точки зрения факты, поданные художественным языком. Владимир Дубровский в этой же манере создал картину «Возвращение на остров пеликанов». Однако лучшими образцами анималистического экологического кино Казахстана считаются работы Вячеслава Белялова и Ларисы Мухамедгалиевой, классиков казахстанского научно-популярного кино. Их фильмы «Алтын-Эмель» (1997) и «Весенние плесы» (1997) призваны прокричать жителям Казахстана, как беззащитен животный мир перед цивилизацией, и какие последствия может иметь вторжение человека в естественную среду обитания миллионов разновидностей растений и животных, составляющих все многообразие казахстанской природы.

Кадр из документального фильма «Невада-Семипалатинск» (1989)

Добыча нефти, растущее число автомобилей, увеличение вредных выбросов в атмосферу уже приводит к аномальным природным проявлениям, которые мы имеем честь наблюдать, в частности, в Алматы. И, если сейчас не задуматься о бережном отношении к окружающей среде и экологии, то потомкам придется куда тяжелее. Пожалуй, это главная идея, которую хотят донести создатели любого документального фильма об экологии. Поэтому, давайте прислушаемся к режиссерам и с сегодняшнего дня начнем беречь будущее!

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

7 Декабря, 2017

Дни казахстанского документального кино посетили 3000 зрителей

Закрыл фестиваль фильм «С чего начинается Родина»

Brod.kz

Казахстанское кино

23 Ноября, 2017

Прошел показ документального фильма «Пацаны зовут его Батя»

Картина посвящена ветерану афганской войны

Brod.kz

Казахстанское кино

14 Ноября, 2017

Фильм «13 километров» участвует в IV МКФ «Серебряный Акбузат»

Откроет фестиваль драма «Оралман» Сабита Курманбекова

Brod.kz

Интервью

14 Января

Александр Гольцев: «По любви» - это суровая комедия»

Мировое кино

19 Января

«История игрушек 4»: новый сценарист для проекта

Стефани Фолсом будет работать над долгожданным продолжением

Знай в лицо

Юрий Стосков

Актер

Дина Тасбулатова

Актриса

Накарин Триеммаренг

Актер

Алексей Смирнов

Актер

Жанат (Жан) Байжанбаев

Актер

Майкл Мэдсен

Актер

Владимир Зайцев

Актер

Юрий Нифонтов

Актер