È

Казахстанское кино об экологии

Казахстанское кино об экологии

16 лет назад в Астане прошел Третий Конгресс Глобального Антиядерного Альянса, организованный при активном участии движения «Невада–Семипалатинск». Тогда делегаты конгресса обратились к Генеральному секретарю ООН с предложением о полном запрете ядерных испытаний в рамках ООН.

Казахстанцы не понаслышке знают о катастрофических последствиях испытаний для экологии. Территория ныне закрытого Семипалатинского полигона – не единственная экологическая проблема нашей страны. Наверное, поэтому снято немало документальных фильмов, о которых мы сегодня и вспомним.

Кадр из документального фильма «Невада-Семипалатинск» (1989)

Как оказалось, обилие документальных фильмов Казахстана об экологии нивелируется фактом, что в Интернете их практически нет. Поэтому многие из перечисленных картин, наверняка, покажутся обывателю малоизвестными.

Начинаем с фильма, посвященного самому известному антиядерному движению. Документальная картина «Невада-Казахстан» (1989) находится в сборнике фильмов киностудии «Казахфильм» и повествует о событиях, ставших толчком к созданию антиядерного движения под руководством выдающегося писателя Олжаса Сулейменова. О том, как его участники боролись за закрытие Семипалатинского ядерного полигона, рассказывается и в другой картине «Эхо первого крика» режиссера Турсуна Бейсенова. К слову, кинематографист также акцентирует внимание зрителя на том, что осталось на месте полигона после его закрытия.

Кадр из документального фильма «Невада-Семипалатинск» (1989)

Пожалуй, о высыхании Аральского моря говорят не меньше, чем о последствиях функционирования Семипалатинского полигона. Картины Сергея Азимова «Жоктау» и «Жоктау спустя 20 лет» – это хроники умирающего озера, остро показывающие вселенскую трагедию Аральского моря, ставшего душевной болью каждого казахстанца. Даже сейчас, несмотря на все попытки, сложно остановить разрушительное высыхание водоема и вернуть морю былые размеры. Поэтому фильмы об этой природной катастрофе не оставляют равнодушным никого. В то же время режиссеры при создании документального кино об Аральском море стремились не только показать удручающие факты, но и вселить в зрителей надежду. Виктор Завидовский в картине 1998 года «Такая долгая жизнь» рассказал историю казахской семьи, вынужденной покинуть дом на берегу Аральского моря, чтобы найти счастье под Алматы. Режиссер показывает море полноводным: в нем полно рыбы, жизнь кипит. Но картина живет лишь в памяти старшего члена семьи, который философствует о преданности родной земле. Фильм на казахском языке с русскими субтитрами, в нем режиссер через эмоционально окрашенное слово передает простоту, естественность, искренность характеров простых людей.

Так выглядит сегодня Аральское море

В казахстанском документальном кино важное место занимает и тема выживания людей в отдаленных от цивилизации уголках. Недалеко от Аральского моря, в низовьях Сырдарьи, находится поселок Каратерен. Вокруг этого населенного пункта пустыня, и, казалось бы, легче покинуть место, чем пытаться подчинить природу и улучшить условия жизни. Однако местный житель, молодой активист неправительственной организации Мырзаш Исаев попытался победить пустыню и сделать жизнь в родном поселке комфортнее. Об этом рассказывается в документальной картине режиссера Нурдуллы Балманова «В течение жизни».

Выживанию людей в отдаленных поселках посвящены фильмы Жанар Кусаиновой «Хлеб, огонь, вода, солнце… жизнь» (1997) и Мурата Мусина «Песчаный зверь» (1998). Добавим сюда «Источник жизни» Мадины Иманалиевой – философское раздумье на тему смысла и предназначения жизни человека на Земле.

Кадр из фильма «Пассажиры забытых полустанков» (2003)

Отдельную историю составляют документальные фильмы, созданные тележурналистами и показывающие примеры, когда люди, нарушая закон, вредят экологии. В сюжете жителя Усть-Каменогорска Владимира Дубровского «Семипалатинский ленточный бор. Механика уничтожения» (2002) прослежен криминальный путь незаконной рубки ценных пород деревьев и доставки их перекупщикам. Костанайский журналист Александр Журавлев в сюжете «Вагон N 68263452» (2002) рассказывает о начиненном радиоактивным металлоломом вагоне, а создатели фильма «Промысел» (2003) в реальном времени открывают глаза общественности на незаконную ловлю рыбы в период нереста.

Порой такие расследования заставляют создателей документального кино об экологии задевать и другие сферы. Например, вопросы государственной политики, как в фильме Сергея Куратова и Дениса Копейкина «В чьих руках богатства природы?» или размышления на тему защиты прав человека и здоровой окружающей среды, которым посвящена кинолента, созданная силами экологического общества «Зеленое спасение» и экологического клуба «Эремурус» «Пассажиры забытых полустанков» (2003).

Кадр из фильма «Пассажиры забытых полустанков» (2003)

Впрочем, режиссерский глаз видит не только боль казахстанской экологии, но и красоту природы родного края. Журналисты из Усть-Каменогорска в фильме «Озеро любви и надежды: Маркаколь» (2003) рассказали об изумительном водоеме, расположенном далеко от бурной цивилизации. Жизнь здесь течет своим чередом, также неспешно, как 100, 200 лет назад, по мнению журналистов, попытки что-то изменить могут разрушить еще одну уникальную экосистему.

Тему природы и экологии затрагивает Алтай Жатканбаев – профессиональный орнитолог, сотрудник Академии наук. В его творениях «Джек – дрофа-красотка» (1998), «На зов поющего бархана» (1998) отображена не только красота природы, но и даются ценные с научной точки зрения факты, поданные художественным языком. Владимир Дубровский в этой же манере создал картину «Возвращение на остров пеликанов». Однако лучшими образцами анималистического экологического кино Казахстана считаются работы Вячеслава Белялова и Ларисы Мухамедгалиевой, классиков казахстанского научно-популярного кино. Их фильмы «Алтын-Эмель» (1997) и «Весенние плесы» (1997) призваны прокричать жителям Казахстана, как беззащитен животный мир перед цивилизацией, и какие последствия может иметь вторжение человека в естественную среду обитания миллионов разновидностей растений и животных, составляющих все многообразие казахстанской природы.

Кадр из документального фильма «Невада-Семипалатинск» (1989)

Добыча нефти, растущее число автомобилей, увеличение вредных выбросов в атмосферу уже приводит к аномальным природным проявлениям, которые мы имеем честь наблюдать, в частности, в Алматы. И, если сейчас не задуматься о бережном отношении к окружающей среде и экологии, то потомкам придется куда тяжелее. Пожалуй, это главная идея, которую хотят донести создатели любого документального фильма об экологии. Поэтому, давайте прислушаемся к режиссерам и с сегодняшнего дня начнем беречь будущее!

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Александр Виолинов

Актер

И. Медведко

Актер

Евгений Немченко

Актер

Вера Марецкая

Актер

Иван Пельтцер

Актер

Лидия Смирнова

Актер

Игорь Дмитриев

Актер

Георгий Вицин

Актер