Конец прекрасной эпохи

Конец прекрасной эпохи

В 1988 году в свет вышла дебютная картина Калыкбека Салыкова «Балкон», имевшая успех у зрителей, принесшая несколько фестивальных наград самому создателю и, впоследствии ставшая культовой (среди молодежи Алма-Аты и не только. Несмотря на такой большой временной отрезок, лента цепляет до сих пор: атмосферой, настроением, органикой, воссозданным (а временами и полноценно созданным) миром послевоенных лет прекрасной южной столицы нашей страны. И это не удивительно, ведь основным концептуальным рупором фильма выступает мощное чувство – ностальгия. 

Зарисовки вместо сюжета 

В фильме нет сюжета и драматургического развития как таковых. У героев не начинаются проблемы. Потому что проблемы у них с рождения. Они их не пытаются решить. Потому что сами не знают, чего хотят. Изменений в их жизни не происходит – что может измениться в эпоху сталинского правления? Вместо истории сценарист фильма Шахимарден Хусаинов сделал зарисовки. Маленькие жизненные наблюдения за жителями одного алма-атинского двора. Среди них и детишки, и беспризорники, и пьяницы, и главный герой фильма – Айдар Султанов. 

Герой своего времени 

Айдар – классический герой послевоенной эпохи. Социальная сторона его деятельности обусловлена руководством своего двора, «двадцатки» (название двора предположительно из-за хлебного магазина № 20), где парень - пример для детворы, старший брат для подростков, контролирующий двор для старших. У него среднестатистический «комплект» главного героя: друг Женя, сын интеллигентов, подруга Маринка, и, собственно, враг, тоже дворовый лидер, Хаким (по прозвищу «Бес»). Весь фильм крутится вокруг Айдара. Его же действия в большинстве случаев ограничиваются наблюдением. И сей факт предвещает внутреннюю, психологическую сторону – в душе юноша-поэт. Айдар не сочиняет стихи, но мироощущение у него поэтическое. Нутром он все чувствует, все понимает, но ничего не предпринимает (видимо, ощущая детерминированность и необратимость жизни), в конфликтных ситуациях он просто уходит, показывая тем самым свою жизненную позицию. Его моральные критерии высоки – благородство, честь и нравственное достоинство. А ведь сохранить такие критерии души в то время было сложно. Сталин еще не умер, всюду царили страх и безысходность. Творили свои безобразия НКВДшники. Линия с этой темой прослеживается ярко и наполнена внутренним трагизмом. Отца Айдара когда-то забрали агенты, он его не помнит, более того, у него позорное клеймо сына врага народа, преследующее все время. Мать умерла и теперь парень и его сестра Жанна остались одни. На них и на весь двор «давит» жирный подонок, КГБшник, сосед Айдара, который хочет забрать у детей комнату. Параллельно творит свои гадости Хаким, глава противоборствующего двора, постоянно конфликтующий, и однажды избивающий Айдара. Со всех сторон враги, со всех сторон тьма, но молодой человек достойно отстаивает звание героя своего времени. 

Подтексты и символизм 

Фильм был снят 1988 году. Уже набирала обороты «перестройка». Стены потихоньку рушились, однако, все еще существовали: всевидящее око партии тщательно за всем следило. Сложно было на какую-то тему высказаться, поразмышлять, отрефлексировать. Потому приходилось применять так называемый «советский символизм» – говорить не прямо, а подтекстом, символами, намеками. Одна из таких тем - тема народа и индивидуума. Айдар, одиночка, вольнодумец, немного возвышающийся над всем своим спокойствием и пониманием мира, но окружение, «местный народ», пытается его унизить, вернуть на землю, покрыть грязью. Его избивают во дворе, ругают в школе. Лейтмотивом проходит пугающая в начале, и трагическая в конце фраза «бойся, толпы, человек». То, что Айдар чужой, объединяет его с другим персонажем фильма, с Солнцеловым, прототипом которого послужил легендарный Сергей Калмыков, советский художник, иллюстратор, декоратор, известный своими чудаковатыми выходками, странным образом жизни и удивлявший самодельными пестрыми нарядами жителей Алма-Аты. Оба они, по сути, святые: духовно развитые, рефлексирующие Айдар и Солнцелов – два крыла одного ангела. 

Что такое балкон? Архитектурный элемент и часть дома здесь имеет дополнительный смысл, помимо основных практических функций. Балкон – это возвышение, место над людьми, над толпой, место, находящееся на полпути между Землей и раем. Балкон – пространство созерцания, наблюдения. Айдар любит балкон, потому что сам возвышается над всем жизненным, над толпой.  

В одной из сцен Айдар и его ребята находят гнездо с погибшей птицей, пытавшейся высидеть железные яйца, подкинутыми какими-то подонками. Один образ передает всю эпоху, без слов, тихо и мощно. Таких метафор, «зацепок» в фильме несколько. Каждый занимает достойное место и подкрепляет картину, создавая второе дно, привнеся глубокий философский смысл. Но самый главный образ — финальный. После всех жизненных перипетий Айдар не знает, что делать дальше. Совершивший подлость, позвавший его врага Хакима в свой джаз-бэнд друг Женя спрашивает: «Так что же ты хочешь, Айдар?». Он не отвечает и вдруг начинает бежать. Постепенно к нему присоединяются друзья, враги, вся детвора, все ребята города. Они бегут, бегут до глубокой ночи и в самом конце заходят в железнодорожный тоннель, над которым висит огромный потрет Сталина (немаловажная метафора). Айдар и все бегущие скрываются в тоннеле. Отстаёт от всех маленький толстяк Пузо и окликает друзей: «Ребята, вы где? Ребята, вы где?». А ответа нет! Ребята ушли. Ушло поколение. 

Конец прекрасной эпохи 

А поколение-то было великое! Именно Алма-Ата (именно Алма-Ата) послевоенных лет родила замечательных поэтов, художников, кинематографистов, впоследствии прославивших страну во всем мире. Среди них центральное место занимает Олжас Сулейменов

Влияние Сулмейнова на картину огромное. Во-первых, фильм назван в честь его поэмы «Балкон» из знаменитой «Глиняной книги». Во-вторых, жизненные зарисовки фильма и сама картина в целом построена на стихотворениях Сулейменова. В-третьих, Алма-Ата послевоенная это его тема, его детство, его воспоминания. В этой связи  авторы картины искали на главную роль мальчика, похожего на великого Олжаса Омаровича. Высокого, статного, красивого. И нашли – Исмаил Игильманов подошел идеально. По словам оператора Аубакира Сулеева, Исмаил не боялся камеры, был очень органичным в кадре и имел сильное природное обаяние. В фильме это чувствуется: его внутреннее благородство и душевное равновесие, во многом природная энергетика и органика Игильманова, и в целом удачный актерский состав послужил мощным толчком в становлении картины. 

В двадцатом веке в Алма-Ате были две прекрасных эпохи, два великих поколения: послевоенное (повзрослев ставшее «шестидесятниками») и поколение 80-х годов. Видимо, Калыкбек Салыков хотел запечатлеть свои детские воспоминания и передать неповторимую атмосферу города, когда он был небольшим, элитарным, когда с деревьев на прохожих падали большие апорты (когда апорты вообще были!), когда в редких ресторанах города играла живая музыка, джаз-бэнды, ансамбли, когда пацаны разделялись на «малуховских», «угольных», «шанхайских», и, конечно, когда процветал легендарный «Бродвей». 

«Бродвей» – бывшая улица Калинина, ныне Кабанбай-батыра. В те времена в этом районе располагались практически все более или менее популярные рестораны и кафе. Все тусовались на Бродвее, сходняки смотрящих назначались там, там встречались влюбленные, кипела жизнь. Бродвей был центром молодежной культуры 60-х годов и местом времяпровождения субкультуры 80-х годов. В фильме чувствуется сильная ностальгия по тем временам. Салыков ностальгирует, пытается воссоздать и запечатлеть. 

Конечно, это, одновременно, была и ужасная эпоха, эпоха сталинских репрессий, ужаса, голода, постоянного страха перед органами власти. Но ведь именно в это время прошло детство, именно в это время Салыков рос и познавал мир. Какими ужасными бы не были место и время взросления, оно все равно «твое» и всегда будет в сердце. И свой огонь в сердце передал Калыкбек Салыков в фильме «Балкон». Вся картина пропитана щемящим чувством потерянного, давно ушедшего. 

Той Алма-Аты уже давно нет. Апорты не падают с деревьев, трамваи не ходят, Бродвей пустой. Пришли новые времена, новые герои, новые жители нового города Алматы. Конец прекрасной эпохи. 

Ребята, вы где? Ребята, вы где? 

Ответа нет. 

Тишина.

 

Ностальгировал Баглан Кудайберлиев

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Ретроспектива

30 Марта, 2016

Лютые времена

Вспомним классику - фильм «Лютый» режиссера Толомуша Океева

Данияр Кенжибаев

Ретроспектива

11 Августа, 2016

Казахское кино: снова в ожидании перемен

«То было странное и замечательное время»

Aidana Mamayeva

Ретроспектива

12 Июля, 2016

Самобытный Талант

Ретроспектива творчества Шакена Айманова

Aidana Mamayeva

Ретроспектива

29 Сентября, 2015

Вспомнить всё...

10 лет назад в этот день, 29 сентября 2005 года, состоялась казахстанская премьера фильма Сатыбалды Нарымбетова «Молитва Лейлы».

Flyin_Hi

Рецензии

16 Марта

«Красавица и чудовище»: Искусство не быть Чудовищем

Мировое кино

07 Марта

Новый бэтмобиль появился в Сети

Зак Снайдер разместил снимок нового боевого коня Бэтмена

Знай в лицо

Тунгышбай Жаманкулов

Актер

Асанали Ашимов

Актер

Иван Чикноверов

Режиссер

Асель Садвакасова

Продюсер

Никита Карев

Звукорежиссёр

Валерий Задарновский младший

Актер

Толепберген Байсакалов

Актер