Методика правильного заплыва от Эмира Байгазина в фильме «Река»
Фильм «Река» Эмира Байгазина, в этом году уже снискавший признание на престижном кинофестивале в Венеции (секция «Горизонты» приз за режиссуру), - на родине автоматически - один из главных казахстанских фильмов года. А после показа на прошедшем в Алматы кинофестивале Шакена Айманова стал одним из обсуждаемых среди кинематографистов и критиков.
И картина-то, казалось в этом плане, получилась у Эмира универсальная. Вроде никаких нареканий быть не может: и о корнях, и о переосмыслении традиционного уклада, даже о разрушительном цинизме цивилизации, и все в живописных композиционно-выверенных картинках, но в целом складывается гнетущее ощущение от прямолинейности, тяжести по форме и морализаторства от автора.
Живет в степи семья. Но Эмир изначально отказывается от реального отображения. С помощью долгой статики, лаконизма в прорисовке быта, образных пейзажных картинок вкупе с застывшими человеческими позами подчеркивается условность героев и происходящего. Отец подобно ветхому богу жестко и авторитарно устанавливает законы. Мать, не выходящая из дома, расценивается как исповедальная для героев. Пять сыновей, где главный - старший старательно выполняет наказы родителя, учится быть вожаком своего братского стада. Традиционный по укладу и авторитарный по складу этот мир состоит из строгого выполнения обязанностей и покорно несет наказания за проступки. И так день за днем пока в это древне-патриархальное пространство не врывается двоюродный брат, как некая чужеродная городская и технически продвинутая цивилизация извне. У этого странно-одетого почти марсианина своя миссия - методично разрушить налаженное и построенное.
Фильм, претендующий на жанр философской притчи, всегда интересен авторским размышлением о современности, но, к сожалению, его-то и не хватает. Есть голая и давно отработанная мысль: старый мир – жесток, дремуч в своей локальности, послушен и трудолюбив. Новый – умен, циничен, хитер и ленив. Старый строит, новый разрушает. Все действие зацементировано этой мыслью, потому ее развитие в сюжетном построении стопорится повторениями, остановками, или даже бьющими в лоб аллюзиями на уже перевиденное о пастухе и стаде, реке и прочем. Разве что показывается эстетствуя. С несколькими повторами мальчики по отдельности, вместе, снова отдельно в таких же замерзших, как и сама закаменелая идея фильма, позах со склоненными головами и спинами. Тоже в лоб. Красиво, конечно, на фоне степи и неба, но с оскоминой.
Особо не мудрствуя, автор идею разрушения архаического пространства цементирует с помощью изобразительной формы. Монтажно режиссер объединяет статичные планы. Нет внешнего действия, почти отсутствует внутреннее. Для условного мира это было бы интересно, если бы снова существовала бы авторская оригинальная трактовка. Но в отсутствии такой, а, заодно, и самого развития действия, в присутствии бьющих в лоб прямыми символами картинками, создается впечатление, что режиссер еще сильнее утяжеляет эту закаменелую конструкцию морализаторской оценкой.
Ибо и тот, и другой мир у Байгазина жесток, слаб и лицемерен; и тот, и другой мир не вызывает сочувствия. Каким-то циничным судьей выступает режиссер прошлому и настоящему. Даже центральный образ реки, как чистоты и свободы внутренней природы человека, давит повторяемостью и ограниченностью кадровой рамки. И даже природа условной реальности (образ реки) здесь закована в мертвую неизменность. Словно автор берет на себя миссию показать мир в схеме, где каждому герою уготована своя моральная планка, а режиссер, подобно судье, берет на себя право взвешивать проступки своего стада.
К сожалению, не получилось главного - размышления. Герои «Реки», как складывается ощущение, до странности извращенно оправдывают свое насилие человеческой несостоятельностью, состоящей из лживости и трусости. Уроки гармонии на этот раз сведены до методики морально-правильного заплыва. Увы, закованная в повторении изобразительная схема, словно поучительная доктрина, за которой режиссер свысока смотрит на современников, не дает им права на ошибку и лишает главного в искусстве - удела человечности.
Инна Смаилова
Превью взято с сайта abctv.kz
Оцените рецензию
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий