È

Методика правильного заплыва от Эмира Байгазина в фильме «Река»

Методика правильного заплыва от Эмира Байгазина в фильме «Река»

Фильм «Река» Эмира Байгазина, в этом году уже снискавший признание на престижном кинофестивале в Венеции (секция «Горизонты» приз за режиссуру), - на родине автоматически - один из главных казахстанских фильмов года. А после показа на прошедшем в Алматы кинофестивале Шакена Айманова стал одним из обсуждаемых среди кинематографистов и критиков.

И картина-то, казалось в этом плане, получилась у Эмира универсальная. Вроде никаких нареканий быть не может: и о корнях, и о переосмыслении традиционного уклада, даже о разрушительном цинизме цивилизации, и все в живописных композиционно-выверенных картинках, но в целом складывается гнетущее ощущение от прямолинейности, тяжести по форме и морализаторства от автора.

Живет в степи семья. Но Эмир изначально отказывается от реального отображения. С помощью долгой статики, лаконизма в прорисовке быта, образных пейзажных картинок вкупе с застывшими человеческими позами подчеркивается условность героев и происходящего. Отец подобно ветхому богу жестко и авторитарно устанавливает законы. Мать, не выходящая из дома, расценивается как исповедальная для героев. Пять сыновей, где главный - старший старательно выполняет наказы родителя, учится быть вожаком своего братского стада. Традиционный по укладу и авторитарный по складу этот мир состоит из строгого выполнения обязанностей и покорно несет наказания за проступки. И так день за днем пока в это древне-патриархальное пространство не врывается двоюродный брат, как некая чужеродная городская и технически продвинутая цивилизация извне. У этого странно-одетого почти марсианина своя миссия - методично разрушить налаженное и построенное.

Фото взято с сайта express-k.kz

Фильм, претендующий на жанр философской притчи, всегда интересен авторским размышлением о современности, но, к сожалению, его-то и не хватает. Есть голая и давно отработанная мысль: старый мир – жесток, дремуч в своей локальности, послушен и трудолюбив. Новый – умен, циничен, хитер и ленив. Старый строит, новый разрушает. Все действие зацементировано этой мыслью, потому ее развитие в сюжетном построении стопорится повторениями, остановками, или даже бьющими в лоб аллюзиями на уже перевиденное о пастухе и стаде, реке и прочем. Разве что показывается эстетствуя. С несколькими повторами мальчики по отдельности, вместе, снова отдельно в таких же замерзших, как и сама закаменелая идея фильма, позах со склоненными головами и спинами. Тоже в лоб. Красиво, конечно, на фоне степи и неба, но с оскоминой.

Особо не мудрствуя, автор идею разрушения архаического пространства цементирует с помощью изобразительной формы. Монтажно режиссер объединяет статичные планы. Нет внешнего действия, почти отсутствует внутреннее. Для условного мира это было бы интересно, если бы снова существовала бы авторская оригинальная трактовка. Но в отсутствии такой, а, заодно, и самого развития действия, в присутствии бьющих в лоб прямыми символами картинками, создается впечатление, что режиссер еще сильнее утяжеляет эту закаменелую конструкцию морализаторской оценкой.

Ибо и тот, и другой мир у Байгазина жесток, слаб и лицемерен; и тот, и другой мир не вызывает сочувствия. Каким-то циничным судьей выступает режиссер прошлому и настоящему. Даже центральный образ реки, как чистоты и свободы внутренней природы человека, давит повторяемостью и ограниченностью кадровой рамки. И даже природа условной реальности (образ реки) здесь закована в мертвую неизменность. Словно автор берет на себя миссию показать мир в схеме, где каждому герою уготована своя моральная планка, а режиссер, подобно судье, берет на себя право взвешивать проступки своего стада.

К сожалению, не получилось главного - размышления. Герои «Реки», как складывается ощущение, до странности извращенно оправдывают свое насилие человеческой несостоятельностью, состоящей из лживости и трусости. Уроки гармонии на этот раз сведены до методики морально-правильного заплыва. Увы, закованная в повторении изобразительная схема, словно поучительная доктрина, за которой режиссер свысока смотрит на современников, не дает им права на ошибку и лишает главного в искусстве - удела человечности.

Инна Смаилова

Превью взято с сайта abctv.kz

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

27 Сентября, 2018

Азиатская премьера «Өзен» Эмира Байгазина состоится на Международном кинофестивале в Токио

Директор кинофестиваля дал положительную критику режиссеру

Brod.kz

Казахстанское кино

10 Сентября, 2018

«Река» Эмира Байгазина взяла «Льва» на Венецианском кинофестивале

Картину казахстанского режиссера отметили в программе «Горизонты»

Brod.kz

Казахстанское кино

13 Августа, 2018

Фильм «Река» Эмира Байгазина представят на Toronto International Film Festival

Конкуренцию ленте составят 11 авторских картин со всего мира

Brod.kz

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Новости персоны

02 Апреля

Айнур Ниязова получила роль в российском сериале

«Шаман» Рустама Мосафира

Знай в лицо

Александра Свенская

Актер

Евгений Стычкин

Актер

Эдуард Марцевич

Актер

Анатолий Равикович

Актер

Галина Захурдаева

Актер

Анатолий Обухов

Актер

Анатолий Мамбетов

Актер

Александр Сорокин

Режиссер