«Нелюбовь»: Конец света продлевается

Рецензия «Нелюбовь»

Это довольно редко, когда фильм, только что презентованный на большом кинофестивале класса «А», почти сразу же выходит в прокат. Тем более сложный, не развлекательный и в каком-то смысле мучительный как у Андрея Звягинцева, спродюсированный Александром Роднянским и получивший приз жюри на семидесятом Каннском кинофестивале. Как мы знаем, призы могут ничего и не значить – хорошие картины обходятся лишь вниманием, а плохие могут возноситься на вершины кинематографического Олимпа. Тот же прошлогодний смотр в Каннах подтверждает это сполна.

«Нелюбовь» надо смотреть, по крайней мере, без концентрированного акцента на прошлые фильмы Звягинцева, не думая все время о том, что это человек, снявший «Возвращение» или же «Изгнание». В новой картине он берет другое направление. Впрочем, направление, начатое уже с фильмами «Елена» и «Левиафан». Некоторые критики в Каннах уже окрестили все эти ленты трилогией о конце света. В «Нелюбви», как и в «Елене», мимоходом (через радио, телевизоры и другие средства массовой информации) реально все время вещается про конец света. В этот раз это апокалипсис по версии майя (сюжет проходит осенью 2012 года). Конечно, мы сразу же понимаем, что это метафора. Таких многозначительных отсылок, означающих больше, чем надо или положено, будет еще много. «Символов», причем безапелляционных и почти насильно внедряющихся в наше сознание, достаточно. Их не надо даже считывать (как в «Возвращении», например).

Все дается Звягинцевым прямо, без намеков, в лоб, в глаз, чтобы все всё поняли сразу и без рефлексий. «Нелюбовь» - вторичная картина. Особенно в отношении к «Елене». Та же стилистика, концепция, авторский посыл, социальная подоплека с прицелом на притчевость, те же интерьеры, условия, даже локации. В новом фильме ничего нового о Звягинцеве, остающимся представителем интеллигентского класса, борющимся за справедливость в России, вы не откроете.

«Нелюбовь» - такой фильм, когда тема важнее самих художественных приемов, которые мало, но все же применены. Идеи неравенства, человеческого холода, некоммуникабельности и тотальной «нелюбви» тут главенствуют и не дают пространство даже для возможностей кинематографа. Все это выглядит местами чрезмерно претенциозно и пафосно. В эпоху постмодернизма размышления о судьбе своей страны и вообще о всечеловеческих проблемах без хотя бы иронии смотрятся тяжело и мучительно. В камерной картине нет никакой «чернухи» или же очернения страны, как уверяют многие.

Сюжет представляет собой рассказ о среднестатистической семье, коих в России много. Это нормально и в это веришь. Дело в другом. Исполнение рассказа производится в не тех тональностях. В фильме нет сложности, разности, амбивалентности, герои все однобокие и однотипные. Если они плохие (а они все плохие и отвратительные), то плохие прямо до конца, до самых титров. Разных суждении и мыслей от них не дождёшься. Везде проглядывается задумка автора, причем картонная: Россия обуреваема вездесущей «нелюбовью» и это все приведет к концу света. Россия, как и Казахстан, проживает конец света с самого рождения того же света. И справедливости не то что у нас, а на всей земле не будет никогда. Неужели для того, чтобы поставить для нас всех диагноз, надо снимать целый фильм, требующий усилия и внимание на несколько лет? Притом фильм, бывший фальшивым еще на этапе сценария. Но это ладно. Обидно, что Звягинцев, обладающий большим талантом и задатками гения, тратит все свои возможности не на высокие темы, не на настоящее искусство. Социальный вектор его творчества все расширяется и усиливается. Конечно, художник творит про то, что его волнует. Но все же.

«Нелюбовь» - все-таки неэтапная картина, как и для автора, так и для нас, зрителей постсоветского пространства. Она, скорее, проходит по касательной, выходя вовремя и ставя заключение про (в том числе и казахстанское) общество, фиксируя положение вещей с не только художественной, но и публицистической энергией. Даже если и падаешь в бездну (что, скорее всего, и происходит в современном мире), можно извлечь, по крайней мере, одну выгоду – фиксировать и наблюдать дальше. Хотя бы так.

 

Расписание фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева доступно в афише кинотеатров.

 

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Редакция «Бродвея» благодарит за приглашение на показ фильма «Нелюбовь» холдинг «Меломан» и кинотеатр StarCinema (ТРЦ MEGA Alma-Ata) 3D.

Оцените рецензию

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Болат Кисамбаев

28 Июля 2017, 11:20

Ищу семью на конец света. Звягинцев – бесспорно талантливый и выдающийся режиссер своего времени, сформировавший новую волну(Лунгин, Быков, Серебрянников), а его имя уже давно выходит за пределы мировой арены. «Нелюбовь» – это суровая, бескомпромиссная, остросоциальная, злободневная и как никогда актуальная трагедия, обнажающая и демонстрирующая всю неприглядную сторону и проблемы общества, семьи, отцов и детей. Такие фильмы нужно снимать и такие фильмы нужно смотреть. Кто бы что не говорил, но я лично не заметил тут намеренной чернушности и утрирования, все показано так как оно на самом деле и является. Великолепные актерские работы, крепкая режиссура, операторская работа, визуально выверенное, эмоциональное, тонкое кино. Даже сложно назвать это сатирой на современные реалии, ведь это и есть реалии современной России. Метафора, символизм, закольцованный монтаж, неторопливое повествование, нагнетание – все любимые приемы Звягинцева на месте. Нелюбовь – это фильм-событие, фильм-встряска, который обязательно стоит посмотреть!

Рекомендуем

Премьеры недели: Чудо-любовь

В прокат выходит фантастический фильм «Чудо-женщина»

Brod.kz

Результаты 70-го Каннского фестиваля

Темой фильмов кинофестиваля стала нехватка любви

Вероника Пивкина

1 июня состоится премьера фильма «Нелюбовь» режиссера Андрея Звягинцева

Дистрибьютор фильма на территории Казахстана - компания «Меломан»

Вероника Пивкина

Выбор Бродвея

09 Августа

10 лучших фильмов Люка Бессона

Мировое кино

09 Августа

Подробности о создании «Эмоджи фильма»

Премьера картины состоится через неделю

Знай в лицо

Петр Вельяминов

Актер

Вера Померанц

Актер

Грег Гарт

Режиссер

Шон Фэрис

Актер

Жанель Макажанова

Актриса

Олег Янковский

Актер

Светлана Скорина

Режиссер

Стивен Дорфф

Актер