Общественный вопрос

Общественный вопрос

Социальное кино – это возможность рассказать зрителям о злободневных проблемах и реалиях повседневности, используя которую режиссер создает неповторимый стиль, передающий внутреннее мироощущение и внешние жизнеотражающие факторы. Социальное кино может нравиться или не нравиться, будоражить, вызывать гневные возгласы или аплодисменты. Но как создается социальное кино, а также на какие деньги, и главное могут ли в будущем картины стать для создателей коммерческим выгодным проектом рассказали режиссеры Серик Абишев и Азиз Заиров.

Как найти деньги?

Серик Абишев: «Деньги на социальное кино нужно искать в государственных учреждениях и фондах. В зависимости от темы фильма. К примеру, если лента о проблеме экологии, то можно обратиться к «Гринпис». Есть вероятность получить средства на конкурсах социальных проектов, проводимых различными компаниями. Здесь нужно понимать, что деньги однозначно, будут небольшими. Чаще всего это сумма от 500 000 до 5 000 000 тенге».

Серик Абишев (Фото: Владимир Третьяков)

Нужно ли социальное кино зрителям?

Азиз Заиров: «Я считаю, что в жизни важно всегда и при любых обстоятельствах оставаться человеком! Задача социального кино - отражать проблемы действительности и затрагивать актуальные темы реальности, ведь это эффективный способ обратить внимание общества и отдельно взятого индивидуума на проблемы. Таким образом, зрителю предоставляется возможность, в первую очередь, изменить себя и мир к лучшему. Мы должны помнить, что главное качество, благодаря которому человек стал человеком и обрел совесть – сострадание. На основе гуманизации сознания происходит сплачивание общества, усиливается единство и выживаемость».

Каковы сегодня характерные черты казахстанского социального кино?

На этот вопрос режиссер Серик Абишев отвечает так: «Характерная черта социального кино в Казахстане: это горькая правда жизни. Затрагиваются только самые острые темы. Я думаю, это связано с их малым количеством. К примеру, в социальном кино Европы, наряду со злободневными проблемами, затрагиваются и случаи не первой важности».

Азиз Заиров

В свою очередь Азиз Заиров отмечает отсутствие определенных характеристик у казахстанского социального кино: «Началось оно, если не брать советский период, с представителей новой волны казахского кино Серика Апрымова и Дарежана Омирбаева. Сейчас продолжается молодыми режиссерами Адильханом Ержановым с «партизанами» и Эмиром Байгазиным. Я не могу назвать характерные черты казахстанского социального кино, поскольку не анализирую и не сравниваю. Социальное кино либо есть, либо его нет, и оно разное. У каждого режиссера существует свой способ подачи материала, личный опыт работы над формой и содержанием, своя точка зрения и видение».

Актуальны ли сейчас социальные темы в Казахстане?

Азиз Заиров: «Однозначно, а в наше время как никогда. Проблем в стране более, чем достаточно, жаль, что в Министерстве не понимают или не хотят этого понимать: из государственного бюджета практически не выделяется средств на создание социального кино. Во всяком случае, фильмы о людях с особыми потребностями не были спонсированы из госбюджета. Однако режиссеры продолжают снимать ленты, уже не полагаясь на помощь со стороны государства. Я и мой друг, соавтор, режиссер Мухамед Мамырбеков, как только разживемся собственной камерой, готовы снимать короткометражные «социалки» бесплатно, у нас есть актуальные темы, которые мы бы хотели показать зрителям. Интересно ли это зрителю? Интересно социально активной части общества, интеллигенции. Об этом говорят полные залы на премьерах авторских и социальных картин, публикуются рецензии критиков и обозревателей. Зрители пишут свои отзывы в Сетях».

Съемки фильма «Быть или не быть» (Фото: Voxpopuli.kz)

Согласен с актуальностью темы и Серик, он считает, что «если в стране сформировано гражданское общество, значит, у социальных фильмов есть своя аудитория».

Как часто продюсеры и режиссеры находят финансирование для подобных проектов?

Абишев: «Столько, сколько социальных картин снимается в Казахстане. Регулярно снимают Адильхан Ержанов, Жанна Исабаева, Азиз Заиров».

Во время работы над кинопроектами Азиз Заиров как раз столкнулся с подобным вопросом. «Мы сняли «Быть или не быть?» за микро бюджет, причем деньги собирали частями, а ленту «Девушка и море» пришлось приостановить. Сейчас самостоятельно ищем финансирование, и пока безуспешно. Возможно, кто-то находит вовремя, но это зависит от различных факторов» - делится режиссер.

Кадр «Свидетель дела №6»

Как оказалось, несколько социальных картин, которые Азиз хотел бы снять, не были реализованы по причине отказа в финансировании или бездействии со стороны руководства киностудии и телевидения. «У нас не был реализован цикл социальных проектов под общим названием «АРДИ ЛЭНД», включающий полнометражные игровые, короткометражные игровые и документальные фильмы. Синопсисы проектов читал бывший директор киностудии «Казахфильм» Ермек Аманшаев. Ему понравились проекты и в первую очередь, он обещал запустить полнометражный документально-игровой фильм «Я - маленький принц». Но более трех лет мы с председателем ОО «АРДИ» Ахтановой Асией Тахавиевной тщетно обивали пороги кабинета Аманшаева, который кормил обещаниями, но проект так и не запустил. Не был реализован и социальный телесериал под рабочим названием «Директор детского дома». Мы говорили с руководством местных телеканалов, однако дальше разговоров дело не сдвинулось», - добавляет Заиров.

И главный вопрос, может ли социальное кино стать коммерческим? Пойдет ли зритель целенаправленно в кинотеатры на подобные фильмы?

Кадр «Форрест Гамп»

Азиз Заиров: «Да, конечно. К примеру, «1+1» - социальный фильм. Но стал вполне коммерческим проектом, имел успех и собрал хорошую кассу. «Игрушка», французская лента, где в главной роли Пьер Ришар, «Форрест Гамп» и другие. Мы бы тоже хотели снять социальный фильм, который в будущем стал бы коммерческим».

Серик Абишев: «Социальное кино в той же Европе получает Каннскую ветвь и зарабатывает в прокате. Конечно, блокбастеры всегда будут поднимать кассу в разы больше, но учитывая, что и себестоимость социальных фильмов небольшая, можно сказать, что картины могли бы окупаться. Нужно привить зрителю интерес. Ведь многие ходят в кино для расслабления и развлечения, а у социальных картин другие задачи».

Кадр «1+1»

Могут ли фильмы, снятые на социальные темы, изменить жизнь общества к лучшему?

По словам Заирова, одними фильмами не то, что жизнь общества, отдельно взятого человека сложно изменить: «Однако социальное кино один из мотивирующих факторов, который помогает диагностировать болезнь общества, подсказывает возможные и правильные способы лечения. Социальные фильмы обогащают зрителя, открывают ему глаза и сердце, помогают задуматься над тем, что происходит вокруг и внутри. В конечном итоге это может способствовать переменам. И здесь нужно начинать каждому с себя. Для начала можно посмотреть эти самые социальные фильмы», - подытожил Азиз.

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

3 Августа, 2016

«Загнанная» онлайн

Дебютный фильм Сапара Толегена на «Бродвее»

Aidana Mamayeva

Наука взаимоотношений

Амир Каракулов поделится опытом

Каскыр Айгерим

Кино под открытым небом

Shymbulak Ski Resort организует киновечер

Aidana Mamayeva

«Скорость»

Очередной короткий метр

Aidana Mamayeva

Рецензии

18 Июля

«Игра престолов. 7 сезон»: Ну что же, начнём!

Казахстанское кино

17 Июля

В «Бизнесе по-казахски в Америке» вновь сыграют Нурлан Коянбаев, Жан Байжанбаев и Гульназ Жоланова

Съемки комедии стартуют в ближайшее время

Знай в лицо

Асель Абутова

Актриса

Кадыр Кусаев

Звукорежиссёр

Артур Толепов

Актер

Аубакир Сулеев

Продюсер

Айвар Кыдырбаев

Оператор

Жанна (Жаннат) Куанышева

Актриса

Фима Иванов

Актер

Адильхан Ержанов

Режиссер