Общественный вопрос

Общественный вопрос

Социальное кино – это возможность рассказать зрителям о злободневных проблемах и реалиях повседневности, используя которую режиссер создает неповторимый стиль, передающий внутреннее мироощущение и внешние жизнеотражающие факторы. Социальное кино может нравиться или не нравиться, будоражить, вызывать гневные возгласы или аплодисменты. Но как создается социальное кино, а также на какие деньги, и главное могут ли в будущем картины стать для создателей коммерческим выгодным проектом рассказали режиссеры Серик Абишев и Азиз Заиров.

Как найти деньги?

Серик Абишев: «Деньги на социальное кино нужно искать в государственных учреждениях и фондах. В зависимости от темы фильма. К примеру, если лента о проблеме экологии, то можно обратиться к «Гринпис». Есть вероятность получить средства на конкурсах социальных проектов, проводимых различными компаниями. Здесь нужно понимать, что деньги однозначно, будут небольшими. Чаще всего это сумма от 500 000 до 5 000 000 тенге».

Серик Абишев (Фото: Владимир Третьяков)

Нужно ли социальное кино зрителям?

Азиз Заиров: «Я считаю, что в жизни важно всегда и при любых обстоятельствах оставаться человеком! Задача социального кино - отражать проблемы действительности и затрагивать актуальные темы реальности, ведь это эффективный способ обратить внимание общества и отдельно взятого индивидуума на проблемы. Таким образом, зрителю предоставляется возможность, в первую очередь, изменить себя и мир к лучшему. Мы должны помнить, что главное качество, благодаря которому человек стал человеком и обрел совесть – сострадание. На основе гуманизации сознания происходит сплачивание общества, усиливается единство и выживаемость».

Каковы сегодня характерные черты казахстанского социального кино?

На этот вопрос режиссер Серик Абишев отвечает так: «Характерная черта социального кино в Казахстане: это горькая правда жизни. Затрагиваются только самые острые темы. Я думаю, это связано с их малым количеством. К примеру, в социальном кино Европы, наряду со злободневными проблемами, затрагиваются и случаи не первой важности».

Азиз Заиров

В свою очередь Азиз Заиров отмечает отсутствие определенных характеристик у казахстанского социального кино: «Началось оно, если не брать советский период, с представителей новой волны казахского кино Серика Апрымова и Дарежана Омирбаева. Сейчас продолжается молодыми режиссерами Адильханом Ержановым с «партизанами» и Эмиром Байгазиным. Я не могу назвать характерные черты казахстанского социального кино, поскольку не анализирую и не сравниваю. Социальное кино либо есть, либо его нет, и оно разное. У каждого режиссера существует свой способ подачи материала, личный опыт работы над формой и содержанием, своя точка зрения и видение».

Актуальны ли сейчас социальные темы в Казахстане?

Азиз Заиров: «Однозначно, а в наше время как никогда. Проблем в стране более, чем достаточно, жаль, что в Министерстве не понимают или не хотят этого понимать: из государственного бюджета практически не выделяется средств на создание социального кино. Во всяком случае, фильмы о людях с особыми потребностями не были спонсированы из госбюджета. Однако режиссеры продолжают снимать ленты, уже не полагаясь на помощь со стороны государства. Я и мой друг, соавтор, режиссер Мухамед Мамырбеков, как только разживемся собственной камерой, готовы снимать короткометражные «социалки» бесплатно, у нас есть актуальные темы, которые мы бы хотели показать зрителям. Интересно ли это зрителю? Интересно социально активной части общества, интеллигенции. Об этом говорят полные залы на премьерах авторских и социальных картин, публикуются рецензии критиков и обозревателей. Зрители пишут свои отзывы в Сетях».

Съемки фильма «Быть или не быть» (Фото: Voxpopuli.kz)

Согласен с актуальностью темы и Серик, он считает, что «если в стране сформировано гражданское общество, значит, у социальных фильмов есть своя аудитория».

Как часто продюсеры и режиссеры находят финансирование для подобных проектов?

Абишев: «Столько, сколько социальных картин снимается в Казахстане. Регулярно снимают Адильхан Ержанов, Жанна Исабаева, Азиз Заиров».

Во время работы над кинопроектами Азиз Заиров как раз столкнулся с подобным вопросом. «Мы сняли «Быть или не быть?» за микро бюджет, причем деньги собирали частями, а ленту «Девушка и море» пришлось приостановить. Сейчас самостоятельно ищем финансирование, и пока безуспешно. Возможно, кто-то находит вовремя, но это зависит от различных факторов» - делится режиссер.

Кадр «Свидетель дела №6»

Как оказалось, несколько социальных картин, которые Азиз хотел бы снять, не были реализованы по причине отказа в финансировании или бездействии со стороны руководства киностудии и телевидения. «У нас не был реализован цикл социальных проектов под общим названием «АРДИ ЛЭНД», включающий полнометражные игровые, короткометражные игровые и документальные фильмы. Синопсисы проектов читал бывший директор киностудии «Казахфильм» Ермек Аманшаев. Ему понравились проекты и в первую очередь, он обещал запустить полнометражный документально-игровой фильм «Я - маленький принц». Но более трех лет мы с председателем ОО «АРДИ» Ахтановой Асией Тахавиевной тщетно обивали пороги кабинета Аманшаева, который кормил обещаниями, но проект так и не запустил. Не был реализован и социальный телесериал под рабочим названием «Директор детского дома». Мы говорили с руководством местных телеканалов, однако дальше разговоров дело не сдвинулось», - добавляет Заиров.

И главный вопрос, может ли социальное кино стать коммерческим? Пойдет ли зритель целенаправленно в кинотеатры на подобные фильмы?

Кадр «Форрест Гамп»

Азиз Заиров: «Да, конечно. К примеру, «1+1» - социальный фильм. Но стал вполне коммерческим проектом, имел успех и собрал хорошую кассу. «Игрушка», французская лента, где в главной роли Пьер Ришар, «Форрест Гамп» и другие. Мы бы тоже хотели снять социальный фильм, который в будущем стал бы коммерческим».

Серик Абишев: «Социальное кино в той же Европе получает Каннскую ветвь и зарабатывает в прокате. Конечно, блокбастеры всегда будут поднимать кассу в разы больше, но учитывая, что и себестоимость социальных фильмов небольшая, можно сказать, что картины могли бы окупаться. Нужно привить зрителю интерес. Ведь многие ходят в кино для расслабления и развлечения, а у социальных картин другие задачи».

Кадр «1+1» 

Могут ли фильмы, снятые на социальные темы, изменить жизнь общества к лучшему?

По словам Заирова, одними фильмами не то, что жизнь общества, отдельно взятого человека сложно изменить: «Однако социальное кино один из мотивирующих факторов, который помогает диагностировать болезнь общества, подсказывает возможные и правильные способы лечения. Социальные фильмы обогащают зрителя, открывают ему глаза и сердце, помогают задуматься над тем, что происходит вокруг и внутри. В конечном итоге это может способствовать переменам. И здесь нужно начинать каждому с себя. Для начала можно посмотреть эти самые социальные фильмы», - подытожил Азиз. 

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Мнения

3 Декабря, 2015

Разрывая замкнутый круг

Абзал Агалиев разомкнул круг четвёртого фильма о жизни Первого Президента страны.

Flyin_Hi

Мнения

20 Декабря, 2016

«Турксиб»: глоток честной истории Казахстана

В Алматы презентовали отреставрированную версию документального фильма 1929 года «Турксиб»

Brod.kz

Мнения

9 Января, 2016

2015 год в казахстанском кино. Часть 2

Карим Кадырбаев подводит киноитоги 2015 года.

Flyin_Hi

Мнения

26 Сентября, 2016

Открытие «Евразии-2016»: пассивность

Из «Евразии» с любовью  

Aidana Mamayeva

Рецензии

12 Января

«Почему он?»: Люби меня смешнее

Мировое кино

11 Января

Студия Disney разместила трейлер «Тачки 3»

Премьера фильма состоится летом 2017-го года

Знай в лицо

Ерболат Тогузаков

Актер

Баян Есентаева

Продюсер

Дарежан Омирбаев

Режиссер

Нуржуман Ихтымбаев

Актер

Асель Калиева

Актриса

Санжар Мадиев

Актер

Болат Абдилманов

Актер

Нургиса Тлендиев

Композитор